Берлин предлагает дипломатию, Киев настаивает на "военной поддержке"

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Вряд-ли можно усомниться в том, что недавно покинувшая пост федерального канцлера Ангела Меркель испытывает сейчас чувство облегчения в связи с тем, что бремя усилившейся конфронтации Запада с Россией тяжким грузом легло уже на плечи ее преемника Олафа Шольца. Давление на новое коалиционное правительство Германии в связи с состоянием российско-германских отношений непрерывно растёт как со стороны европейских союзников, так и со стороны Вашингтона.
Суть критических выпадов в сторону нового кабинета сводится к тому, что нынешние экстраординарные условия с точки зрения безопасности в Европе и обострение конфронтации с Россией якобы требуют от Германии изменить альфе и омеге германской внешней политики - преемственности. За долгое правление христианских демократов Берлин, по мнению критиков, косвенно приложил руку к нынешнему "неконтролируемому" поведению Москвы, поставив свои экономические интересы выше опасений восточноевропейских союзников, связанных с их безопасностью.
Рефрен "Северного потока – 2": рычаг для давления на Москву?
В укор правительству Меркель ставят твёрдую позицию по "Северному потоку - 2", рассматривающую газопровод как исключительно взаимовыгодный экономический проект. То, что в своё время Германия фактически отмахнулась от возражений со стороны Украины, Польши и стран Балтии в отношении этого трубопровода, некоторые европейские политики называют теперь крупнейшей "геополитической ошибкой Меркель", невольно "подставившей" весь Евросоюз.
Логика критиков предельно проста: если бы канцлер столько лет не потворствовала Москве, глядишь, та и поумерила бы свои нынешние аппетиты. Теперь вот и её преемник социал-демократ Олаф Шольц ссылается на преемственность линии предыдущего правительства, категорически отказываясь рассматривать "Северный поток – 2" иначе как коммерческий проект, который подлежит регулированию исключительно в области европейского антимонопольного законодательства.
Впрочем, в последнее время новый канцлер вынужден был слегка изменить риторику в публичном поле: на одной из недавних пресс-конференций Шольц уже не стал как прежде ссылаться на экономический характер проекта. А вместо этого напомнил журналистам о достигнутых договоренностях между Берлином и Вашингтоном, согласно которым первый откажется от введения в эксплуатацию газопровода в случае, если Россия предпримет агрессивные действия против Украины или использует "Северный поток – 2" в качестве инструмента давления на европейском газовом рынке.
Вторит канцлеру и председатель Комитета бундестага по внешней политике, представитель социал-демократов Михаэль Рот, заявивший недавно, что в случае "расширения агрессии" Москвы в адрес Киева "Северный поток – 2" также может подпасть под европейские санкции. В этом случае, по его словам, "Германия не сможет вернуться к обычному ведению дел с Россией", а газопровод может стать "рычагом давления на Москву", однако подобные вопросы должны обсуждаться в рамках Евросоюза.
Его коллега, эксперт по вопросам внешней политики фракции ХДС/ХСС Юрген Хардт также настаивает на том, что в подобном случае газопровод не должен быть введён в эксплуатацию. Более того, по словам политика, Германии следует задуматься о чрезмерной зависимости от поставок российского газа в условиях, когда, по словам Хардта, "Россия является критическим с точки зрения международного права партнером".
Любопытно при этом, что, согласно январским опросам общественного мнения infratest dimap, хотя только 17% опрошенных немцев считают, что Россия является для Германии партнером, которому можно доверять (для сравнения, у Франции 81%, у США 56%), более 60% граждан ФРГ считают, что страна не должна отказываться от "Северного потока – 2".
Киев требует от Германии поставок вооружений
Растет давление на новое коалиционное правительство ФРГ и в связи с упорным нежеланием последнего осуществлять поставки вооружений Украине, чего Киев активно добивается уже длительное время. По словам посла Украины в Германии Андрея Мельника, в этом отношении Германия "несёт моральную ответственность за будущее Украины". При этом официальный Киев в курсе, что нынешнее коалиционное соглашение между СДПГ, "Зелёными" и СвДП предполагает ограничительную политику в отношении экспорта вооружений, запрещающую поставки оружия в кризисные регионы.
Однако, настаивает дипломат, коалиционный договор - это политическое соглашение, а не Библия. По его словам, "мир сейчас стоит перед угрозой войны в центре Европы, какой не было с 1945 года", и Украина "имеет свящённое право на самооборону". "Граждане Украины крайне разочарованы [позицией правительства Германии], - подчёркивает Мельник. - Сейчас наступил момент истины, когда становится ясно, кто твой настоящий друг".
Однако правительство Шольца продолжает придерживаться прежней позиции по вопросу поставок вооружений Киеву, объясняя это не только рамками коалиционного соглашения, но и историей Германии XX века, ставшей инициатором двух мировых войн. "Федеральное правительство Германии вот уже много лет придерживается аналогичной стратегии в этом вопросе. И это также означает, что мы не экспортируем летальное оружие. Эта позиция не изменилась со смены правительства в декабре прошлого года", - канцлер Олаф Шольц был вполне категоричен. К тому же, по словам министра иностранных дел ФРГ Анналены Беброк, с точки зрения официального Берлина, "дополнительная эскалация не добавит Украине безопасности".
В Киеве с такой постановкой вопроса в корне не согласны. Как и с исторической аргументацией, к которой прибегает правительство Германии: "Тот факт, что вопрос об исторической ответственности используется в Берлине в качестве аргумента для отказа в военной помощи, поразителен", - с негодованием подчёркивает г-н Мельник. По его словам, "эта ответственность должна распространяться на украинский народ, который потерял не менее восьми миллионов жизней во время немецко-фашистской оккупации Украины. Очень жаль, что немецкое общество до сих пор лишено такта в этом вопросе".
Несмотря на твёрдый отказ официального Берлина, Киев не снимает вопрос поставки вооружений с немецко-украинской повестки дня, поскольку "Украине срочно нужно оборонительное оружие - в том числе и из Германии, чтобы взвинтить расходы на возможное вторжение". Речь идёт прежде всего о немецких военных кораблях и современных системах противовоздушной обороны (ПВО). В Киеве при этом крайне сожалеют, что у Германии "до сих пор отсутствует политическая воля" в этом отношении - подчеркнул г-н Мельник.
Ведь Великобритания, к примеру, решила поставить Киеву лёгкие противотанковые комплексы (британский МИД заявил, что развитие ситуации вокруг Украины является для него сейчас ключевым приоритетом). А Соединённые Штаты, согласно информации телекомпании CNN, собираются передать Украине боевые вертолёты Ми-17В-5, Ми-8МТВ и Ми-8/17, бронебойные системы "Джавелин", стрелковое оружие, боеприпасы, медицинское оборудование и средства радиолокационного наблюдения, которые являются частью якобы тайно одобренного администрацией Белого дома пакета военной помощи Киеву на общую сумму 200 миллионов долларов.
Лёд тронулся? Оружиепоставят?
Между тем в правительстве Германии считают, что с волей у них как раз всё в порядке: по словам главы МИД ФРГ, Германия будет защищать мир в Европе даже ценой экономических потерь (очевидно, в случае введения новых санкций в отношении РФ). Анналена Бербок в ходе своего визита в Киев 17 января уверила украинскую сторону в полной солидарности с Украиной и дипломатической поддержке со стороны Германии в урегулировании кризиса с Россией.
В качестве конкретных шагов Берлин намерен поддерживать постоянный диалог с Россией и способствовать возрождению "нормандского формата" - с участием Украины, России, Германии и Франции - с целью достижения конкретных шагов по реализации Минских соглашений. Германия оказала Украине помощь в сооружении современного военного госпиталя, также готова оказать медицинскую помощь раненым украинским военнослужащим и гражданским лицам, расширить сотрудничество с Киевом по кибербезопасности.
Тем не менее, несмотря на твёрдую позицию коалиционного правительства, лёд в отношении запрета на поставки вооружений Украине в немецком политическом истеблишменте потихонечку тронулся. Так, глава комитета Бундестага по обороне Мари-Агнес Штрак-Циммерманн заявила, что Германия "должна подумать о поставках оборонительных вооружений" на Украину. "В нашем коалиционном договоре мы согласились, что никакое оружие не должно поставляться в регионы, охваченные кризисом. Учитывая текущую ситуацию и влияние на наш континент, мы должны пересмотреть это в данном конкретном случае", - подчеркнула политик.
Схожей точки зрения придерживается и новый лидер перешедших в оппозицию христианских демократов (ХДС) Фридрих Мерц. Эксперт ХДС по вопросам обороны Хеннинг Отте на днях заявил крупнейшему немецкому таблоиду Bild, что "если Украина попросит оборонительное оружие, чтобы иметь возможность отразить возможное нападение России, мы [Германия] не должны отказывать ей в этом вопросе".
Политика Берлина на пути деэскалации в Европе
Как известно, вода камень точит. Однако пока "красно-желто-зелёное" правительство демонстрирует намерение твёрдо придерживаться следующих пунктов в отношении деэскалации ситуации вокруг Украины.
Пункт первый, определяющий политику Берлина на этом треке в целом: альтернативы политическому решению не существует. Пункт второй: федеральное правительство ФРГ проводит рестрикционную политику поставки вооружений, исключающую таковые для зон вооружённых конфликтов. Пункт третий: не может быть решений по безопасности в Европе без участия Европы.
Пункт четвёртый: Германия убеждена в важности "оживления" "нормандского формата" для достижения прогресса в реализации Минских соглашений по урегулированию на востоке Украины. Пункт пятый: Германия готова к диалогу с Россией по вопросам общей безопасности в Европе. Здесь новый канцлер ФРГ получил полную поддержку Парижа: президент Франции Эммануэль Макрон выразил сожаление, что коллеги по Евросоюзу в своё время отказались прислушаться к нему и канцлеру Ангеле Меркель, когда оба лидера инициировали необходимость диалога ЕС с Россией.
По мнению Макрона, политика в отношении России не должна и не может строиться только на санкциях. "Европа должна быть фактором мира и равновесия, в том числе и в диалоге с Россией.. Диалог с Россией я отстаиваю на протяжении многих лет", - подчеркнул глава Французской республики.
Пункт шестой: Берлин заинтересован в стабильных отношениях с Москвой. По словам Анналены Бербок, "альтернативы стабильным связям Москвы и Берлина нет". Пункт седьмой: ещё как минимум несколько лет Европа будет нуждаться в стабильных поставках российского газа, а также заинтересована в реализации российского потенциала в сфере возобновляемых источников энергии. Соответственно, см. пункт шестой.
Цена отказа от нынешней коалиционной политики по поставкам вооружений может оказаться для немецкого "Светофора" чрезмерно высокой, даже если не затрагивать аспекты исторической памяти и груза вины. Признанный мастер дипломатии, первый канцлер Германии Отто фон Бисмарк, которого британский историк Алан Джон Тейлор охарактеризовал как "политического гения высшего класса", неизменно подчёркивал, что политика - "это искусство приспособливаться к обстоятельствам и извлекать пользу из всего, даже из того, что претит".
Обсудить
Рекомендуем