Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Любые попытки задействовать газопровод "Северный поток — 2" — это признак продажности и путь к зависимости от России. Так считает либеральный автор газеты "Монд" Сильви Кауфман. Это категоричное, радикально антироссийское мнение, к сожалению, побеждает в Германии. От "чистого топлива" отказываются экологисты.
На фоне неминуемой угрозы, нависшей над Украиной, внутри правящей в Германии коалиции наблюдается замешательство: стоит ли включать германо-российский газопровод в список объектов для западных санкций? Этот вопрос показывает всю уязвимость Европы.
В новом правительстве Германии ожидали, что будут трения на дипломатическом фронте с другими странами, но гневных протестов ожидали от Китая, а они зазвучали со стороны России. В то время, когда на границе с Украиной растет напряженность, вопрос о газопроводе "Северный поток — 2" оказался в центре разногласий между Зелеными и социал-демократами. Напомним, что именно они и правят Германией в составе коалиции. Помимо Зеленых и "красных" социал-демократов, в нее входят еще и "желтые" из либеральной партии СвДП. В итоге Германией правит трехцветная коалиция "Светофор" по трехцветной коалиции, находящейся у власти в Берлине. Главная тема споров в Германии — та же, что и у всех европейцев: какой подход выбрать в отношении Москвы?
"Северный поток — 2" — это просто проклятие немецкой политики. Трубопровод, который должен поставлять российский газ в Германию через Балтийское море в обход Украины, еще не введен в эксплуатацию. Он стал "горячей картофелиной", доставшейся Ангеле Меркель в наследство от канцлера-социал-демократа Герхарда Шредера. Именно при Меркель проект был достроен, а потом передан ее преемнику, Олафу Шольцу — тоже, как и Шредер, социал-демократу. Меркель вернула проект социал-демократам так же, как письмо возвращают отправителю.
"Северный поток — 2" стал своего рода медленным ядом, дискредитирующим политику Германии в отношении России и Украины, а также отравляющим отношения Берлина с его восточными соседями — Польшей и странами Прибалтики. Этот проект символизирует двусмысленность внешней политики Германии, разрывающейся между защитой прав человека и коммерческими интересами (связанными с Россией).
Le Monde (Франция): «Путин никогда не ставил крест ни на СССР, ни на Украине»Известная журналистка газеты «Монд» уверена, что проникла в сознание Путина и выяснила: главное в нем — ностальгия по СССР. Путин якобы так и не смирился с подписанными 30 лет назад Беловежскими соглашениями. И все беды жителей Донбасса для Сильви Кауфманн — это не следствие государственного переворота и войны, развязанной националистами в Киеве. Для нее во всем виноват Путин.
11.12.202100
Менее года назад президент ФРГ (и тоже социал-демократ) Франк-Вальтер Штайнмайер восхвалял будущий газопровод как мост между Россией и Европой. Он оправдывал мягкотелость в отношении России грехами, совершенными Германией во время Второй мировой войны: "Для нас, немцев, в отношениях с Россией есть еще одно измерение". Некоторые более прагматичные немецкие политики, в том числе Ангела Меркель, взяли за привычку защищать "Северный поток — 2" мнее возвышенными соображениями: это, мол, экономический проект.
На самом деле "Северный поток — 2" никогда не был чисто экономическим проектом
Инициатор проекта Герхард Шредер уже давно получил свою выгоду. Будучи личным другом Путина, он спокойно наслаждается работой на посту председателя правления оператора проекта Nord Stream-2, являющегося дочерней компанией российского гиганта "Газпром". Бывший вице-канцлер Зигмар Габриэль, который был его протеже, в интервью газете Tagesspiegel позволил себе высказать некоторое сожаление поведением дружка России: "Северный поток — 2", никогда не был чисто экономическим проектом. Он всегда был связан с определенными политическими требованиями, которые всегда выдвигал российский президент", — сказал Габриэль. Более того: Зигмар Габриэль возразил также нынешнему министру обороны Кристине Ламбрехт (социал-демократке), которая заявила 13 января, что "Северный поток — 2" не стоит смешивать с конфликтной ситуацией вокруг Украины. Если следовать логике госпожи Ламбрехт, не может быть и речи о включении его в список западных санкций в случае нападения русских.
А вот Зеленые, партнеры социал-демократов в правительстве, хотят покончить с этой двусмысленностью. Они демонстрируют более четкую и требовательную линию в отношении России и Китая. Они считают, что "Северный поток — 2" должен войти в санкционный список. Дебаты в Германии превратились в какофонию, когда во вторник, 18 января, после заезда в Киев в Москву прибыла новый министр иностранных дел Анналена Бербок, лидер партии "Зеленые". Визит достаточно рискованный для новичка. Хищники внешней политики в германском МИДе, похоже, подложили свинью молодой "фрау-министр". Они, наверное, ожидали увидеть, как грозный Сергей Лавров расправится с молодой, неопытной дипломаткой так же, как в 2021 году "растерзал на части" главу европейской дипломатии Жозепа Борреля. "Я беру пакет с попкорном, усаживаясь перед телевизором, чтобы посмотреть пресс-конференцию Бербок и Лаврова", — написал в Твиттере один немецкий эксперт в тот момент, когда российский министр и его немецкая коллега вышли к журналистам.
Насмешника ждало большое разочарование! Анналена Бербок держалась уверенно, она высказывала свою точку зрения ясно и твердо, хоть и по бумажке. Высказалась она и против использования "Северного потока-2" Россией в политических целях. И ветеран Лавров, в глазах которого Германия значит больше, чем весь Европейский союз, не смог сбить ее с толку. Через несколько часов канцлер Шольц, которому уже неловко было молчать, объявил игру законченной. Да, заявил он, Германия готова повременить с вводом в эксплуатацию "Северного потока — 2", если Россия совершит нападение на Украину. Ну, наконец-то! В Вашингтоне вздохнули с облегчением, так как немецкая нерешительность начинала уже раздражать. В Варшаве, где ненавидят российские газовые проекты, испытали чувство глубокого удовлетворения. Ну, а представители "зеленых" в правительстве Германии не смогли сдержать ухмылки.
Санкции — единственное оружие ЕС
Помимо последствий этих разборок для политического баланса внутри немецкой коалиции, этот эпизод иллюстрирует всю играющую России на руку трусость европейцев в отношении угрозы санкций в нынешнем украинско-российском кризисе. Поскольку ни европейцы, ни американцы не готовы воевать на Украине, санкции — единственное оружие, доступное Европейскому союзу, чтобы попытаться сдержать готового на все президента Путина во главе могущественной милитаризованной России. Лондон и Вашингтон поставляют Киеву оборонительное вооружение. Германия отказалась от этого, а остальные европейцы пока молчат.
Le Monde (Франция): напряженность на газовом рынке будет высокой этой зимойАвтор признает тот факт, что, увлекшись новыми экологичными источниками энергии, ЕС спровоцировал рост цен на газ. У Франции зависимость от России не так велика, поскольку Париж уже давно сделал ставку на АЭС. А вот ФРГ, отказывающаяся от мирного атома, нуждается в России намного больше. Немецкая волокита с сертификацией «Северного потока» в этих условиях выглядит странно.
18.11.202100
Если Россия снова нападет на Украину, повторяют на Западе, она дорого заплатит, столкнувшись с серьезными санкциями. Чтобы носить сдерживающий характер, эти санкции должны быть действительно "массированными". Есть два предложения: заморозка проекта "Северный поток — 2" или исключение России из международной платежной системы Swift. Однако, как указывает один европейский дипломат, "не существует такой волшебной санкции, которая, ранив адресата, не будет иметь болезненных последствий для того, кто на эту санкцию решился".
Во вторник Financial Times рассказывала, как с 2014 года Россия готовится противостоять жестким финансовым санкциям, накапливая большие резервы иностранной валюты с сокращенной долей доллара. Европа же беспечно манкирует важнейшей задачей — уменьшением зависимости от российского газа, который по-прежнему составляет 40% ее импорта. "Но если мы хотим воспрепятствовать войне, мы должны быть готовы заплатить за мир и такую цену, как дорогой газ", — подтвердил в своем интервью Зигмар Габриэль. Теперь Анналене Бербок остается убедить в этом немецких избирателей.