Опасная "Нормандия": кто и как давил на Украину во время встречи в Париже ("Європейська правда", Украина)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Париже после долгого перерыва прошла встреча "нормандской четверки", пишет "Европейская правда". Единственным итогом переговоров стала договоренность о новом совещании. Автор рассказывает, что происходило за кулисами саммита.
Мария Золкина
Нормандская встреча, состоявшаяся в Париже 26 января, после долгого перерыва, длилась неожиданно долго. Советники лидеров четырех государств – Андрей Ермак, Дмитрий Козак, Эммануэль Бон и Йенс Плетнер – провели за закрытыми дверями больше восьми часов. Впрочем, несмотря на длительность, никаких результатов переговоры не принесли. И, будем откровенны, это не стало неожиданностью.
Стороны вроде бы поддержали идею вернуться к так называемому режиму прекращения огня, но их заявление по этому поводу не содержало никакой конкретики, деталей и обязательств российской стороны, что свидетельствует, что оно сугубо декларативно. Это и неудивительно, ведь Россия все сильнее настаивает: Украина должна вступить в прямые переговоры с так называемыми "республиками". И для продвижения к этой цели отказывается даже от тех обещаний влияния на боевиков, которые давала все предыдущие годы.
По сути, единственной договоренностью по итогам встречи в Париже стало обещание "четверки" советников еще раз встретиться через две недели. Но для чего именно? Что, по мнению участников, должно произойти за эти две недели? Давайте разберемся, что происходило за кулисами парижских переговоров и стали ли их результаты положительными для Украины. И главное: что делать, чтобы избежать реальной "зрады" (измены. – Прим. ИноСМИ.), в том числе со стороны наших партнеров.

"Нормандия" по новым правилам

Нынешняя встреча советников и готовилась, и прошла в крайне сложной международной обстановке, которая, впрочем, не пересекла "красные линии". Россия и США после безрезультатных встреч в Женеве все же продолжают вести переговоры, но вместе с тем готовятся к разным сценариям украино-российского обострения. Ставки в этих переговорах – сверхвысокие. На кону – вопросы расширения НАТО, ключевые вопросы коллективной безопасности и стремление России перераспределить сферы влияния в Европе.
На этом фоне "Нормандия" и "Минск" отходят на второй план, а нормандский трек вынужден отражать и логику, и динамику женевских переговоров России и США или условного коллективного Запада. Не будет оснований для договоренности Москвы с Западом на высшем уровне – не будет прогресса и в "Нормандии". И наоборот, если США и западноевропейские государства найдут точки соприкосновения с Россией – это может повлечь за собой также предложения для Украины, чтобы она согласилась на некоторые политические уступки России по Донбассу в нормандском формате.
Ради всеобщей всеобъемлющей международной разрядки, так сказать. И совсем не факт, что эти предложения будут содержать только позитив для Украины.Поэтому нынешняя активизация "Нормандии" качественно отличается от динамики и логики этого формата в предыдущие годы. Но украинская сторона, которая всеми силами пытается догнать российско-американские переговоры по безопасности, эти особенности, судя по всему, не учла.
Причем Киев демонстрирует, что не говорит категорического "нет" по поводу уступок. Об этом свидетельствуют казусы, имевшие место во время подготовки парижской встречи. Чтобы встреча в принципе состоялась, Россия потребовала от Украины отозвать из парламента законопроект о переходном периоде для временно оккупированных территорий. Что украинский кабмин и сделал, причем незамедлительно. Попытки Банковой отрицать это не были ни искренними, ни убедительными.
Причина этого требования РФ очень проста: в законопроекте четко зафиксировано, что должна происходить деоккупация неподконтрольных территорий и автоматическое расформирование любых оккупационных органов власти. Это дополнительно отрицает возможность "прямого диалога" или вообще сосуществования украинских и самопровозглашенных органов власти. А для Москвы это критически важно. Это стало поражением Украины еще до начала встречи – ведь Киев не просто выполнил требование РФ, но и засвидетельствовал, что готов изменять законодательный процесс под российским влиянием, несмотря на то, что получить какую-либо уступку от России в ответ не было никакого шанса.
В преддверии встречи ситуацию еще больше подогрел спланированный слив информации на брифинге для западных журналистов в Елисейском дворце – о том, что на встрече вроде бы будут договариваться о порядке и дате начала прямых переговоров Украины с боевиками. А уже после восьмичасовой встречи Дмитрий Козак подтвердил, что это было ключевым спорным вопросом, и поставил, по сути, ультиматум: без согласия Киева на прямые переговоры с так называемыми "Л/ДНР" продвижения не будет.
В Париже украинская команда такого согласия не дала. Более того, Андрей Ермак после встречи публично объявил, что Украина отказывается даже обсуждать такую ​​возможность. Следовательно, "зрады" на встрече советников не произошло. Но то, что ей предшествовало, всерьез беспокоит. Можно лишь предполагать, что побудило французскую команду сделать анонс этого требования (и, по сути, косвенно поддержать его), и присоединилась ли Франция к давлению на Киев по этому поводу во время переговоров.
Впрочем, очевидно, что в "Нормандии" происходят достаточно опасные для Украины изменения. После смены власти в Германии и ухода переговорной команды Меркель, доминировавшей в "четверке" все предыдущие годы, Франция пытается взять на себя инициативу и выдвигает публичные предложения, не согласованные с Украиной. И это еще больше беспокоит, учитывая, что нормандский канал оживился лишь на фоне более масштабных переговоров России с западными государствами.

Без результатов: это плюс или минус для Украины?

Следовательно, никаких договоренностей стороны не достигли. Ключевая взаимная претензия неизменна: это разное прочтение Минских договоренностей, в частности относительно прямого диалога. Сейчас это абсолютное и безапелляционное требование России – даже в большей степени, чем было до сих пор. Россия требует этого хотя бы в какой-то форме. Например, чтобы Украина приняла к рассмотрению проект закона о так называемом "особом статусе", который в Минской ТКГ продвигают представители "Л/ДНР". Договориться об этом тоже не удалось, но стороны решили "договариваться дальше".
«Россия просто добивает нормандский формат»: Кулеба о публикации писем Франции и Германии (Европейська правда, Украина)В Киеве публикацию переписки главы МИД России со своими коллегами из стран — гарантов Минских соглашений назвали попыткой «добить» нормандский формат, сообщает ЕП. Однако при этом глава внешнеполитического ведомства Украины никак не прокомментировал заявление Москвы, что таким образом Россия продемонстрировала несостоятельность обвинений в ее адрес в саботаже договоренностей по урегулированию ситуации в Донбассе.
Причем на фоне российского шантажа Запада эта "нулевая" договоренность выгодна Кремлю. Можно быть уверенными: сам факт парижской встречи советников, свою формальную (без всяких обязательств) поддержку "режима тишины" и договоренность о новой встрече в Берлине Россия будет "продавать" Западу как деэскалацию, переход к конструктиву с ее стороны.
Согласитесь, разумная ставка: провести пустую "встречу советников", да еще и получить уступку от Украины для ее организации - это стратегически выгоднее для России, чем идти на уступки в своих требованиях США и НАТО и тем более отводить войска от западных границ. По сути, Москва не сделала ничего, но получила право утверждать о своих "благих намерениях" на переговорах с Вашингтоном.
Но в то же время, если мотивация России ясна и она в любом случае в выигрыше, то сверхвысокий интерес Украины в проведении нормандской встречи в таких условиях понятен не до конца. Есть ли шансы на реальную договоренность с Россией без ее ультиматумов о прямом диалоге с боевиками? Нет. В наших ли интересах, чтобы Россия вместо реальной деэскалации на границах "продавала" Западу воздух, то есть свое участие в нормандских дискуссиях? Опять же нет.
Можно ли нынешнюю конъюнктуру в самой "нормандской четверке", в частности, позицию Германии и Франции, считать однозначно благоприятной для Киева? К сожалению, тоже нет. Как уже говорилось выше, формула "3+1", по которой Франция и Германия были на стороне Украины, дала трещину.
Обсудить
Рекомендуем