Energetyka 24 (Польша): эту партию Европа Путину проиграла. Как не позволить обыграть себя снова

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В первой партии энергетической игры с Европой Путин одержал победу, пишет Energetyka 24. Сложная ситуация, по мнению автора статьи, сложилась потому, что западные политики не старались преодолеть зависимость от российского газа, как это делала Польша. Журналист предлагает делать ставку на СПГ. Москва выполняет свои обязательства по поставкам, но автор об этом умалчивает.
Даниэль Чижевский (Daniel Czyżewski)
Хладнокровно спровоцированный Кремлем энергетический кризис в Европе продолжается. Сейчас мы можем лишь сосредоточиться на вопросе, как пережить зиму, ведь в этой шахматной партии Путин уже победил. Следует безотлагательно приступить к действиям, которые спасут наш континент от следующего поражения.
Еще летом 2021 года отраслевые СМИ, в том числе наш портал, предупреждали, что действия России в области поставок и хранения газа выглядят странно. "Астора", европейская дочерняя компания "Газпрома", владеет несколькими ПХГ в Голландии, Германии, Австрии и Чехии. Другие хранилища в этих странах в летний период, как обычно, наполняли под завязку, а с теми, которые принадлежат "Асторе" происходило нечто противоположное.
В результате сейчас мы имеем крайне низкий уровень заполненности газовых хранилищ в Европе. В масштабе всего континента этот показатель составляет 40%, особенно сложная ситуация сложилась в перечисленных выше странах. По состоянию на 27 января Австрия имела всего 23,33% занятых мощностей хранилищ, Чехия — 41,94%, Германия — 39,5%, Голландия — 28,38%.
Последняя, правда, находится в более комфортном положении, поскольку она имеет собственные месторождения и СПГ-терминал. Остальные такой роскоши лишены. Однако газа в хранилищах недостает не только в тех государствах, где часть из них принадлежит "Газпрому". Уровень газовых запасов в Хорватии, Словакии, Болгарии или Франции тоже опустился ниже отметки в 40%. По всей видимости, это связано со вторым важным рыночным фактором, то есть со стремительным ростом цен на газ в последнее полугодие. Во Франции, как назло, произошли поломки на нескольких энергоблоках АЭС, поэтому энергосистему пришлось спасать при помощи голубого топлива.
Некоторые из вышеупомянутых государств в надежде, что цены снизятся, решили использовать газ, находящийся в хранилищах, а не закупать дорогое сырье на рынках. С закупками тоже могли возникать проблемы, поскольку россияне ограничивают поставки, выполняя обязательства только по долгосрочным контрактам, что дополнительно подстегивает рост цен. Это, наряду с летним опорожнением хранилищ, еще одна сфера манипуляций "Газпрома": он, по сути, искусственно спровоцировал повышение цен энергии и газа в ЕС.
Концерн продолжает ограничивать поставки. Газопровод "Ямал — Европа", на который приходилось примерно 18% их объема, с 20 декабря стоит пустым. Вернее, не совсем пустым: из России в Германии и дальше сырье не идет, но он работает в реверсном режиме, то есть транзит газа осуществляется с запада на восток. Все это привело к тому, что в январе в Евросоюз поступило в два раза больше СПГ по морю, чем газа по российским газопроводам, а ранее на наш континент они доставляли в среднем около 50% импортируемого сырья. Доля СПГ в импорте в 2020 году составляла 18%.
Фоном, разумеется, выступает политика. Всем уже стало ясно, что "Газпром" — это политический инструмент Кремля. Находящейся в затруднительном положении Европе сложно решительно реагировать на действия России, которая готовит наступление на Украину. В особенности бросается в глаза позиция Германии, которая не только отказывала украинцам в поставках вооружений, но и еще старалась защитить Россию от санкций, направленных на энергетику. Немцы защищают в том числе себя самих и совместный проект — "Северный поток — 2". Очень быстро стало ясно, в чем все дело: оказалось, что запасов газа у Германии осталось всего на 11 дней, а рассчитывать в сфере поставок она может только на Москву. У нашего западного соседа нет СПГ-терминалов, а другие страны, из которых он импортирует газ, то есть Нидерланды и Норвегия, или сами экономят голубое топливо, или просто не имеют возможности направить немцам такие его объемы, которые бы покрыли все их потребности.
The Times (Великобритания): рост цен на газ может привести к всемирному голоду Россия часто использует газ как инструмент давления, пишет журналист The Times Роджер Бойес. Высокие цены на него вызывают тревогу у Запада. Автор уверен: давление Путина на энергетический рынок окажет "опустошительное воздействие" на стоимость удобрений и на урожаи, что может привести к всемирному голоду. При этом он признает, что действия Запада направлены отнюдь не на решение проблемы.

Как защититься

К сожалению, эту партию Европа вчистую проиграла. Она позволила Путину провести себя как ребенка. Причин множество, но главная из них — наивность, вера в то, что Россия выступает надежным политическим и экономическим партнером. Это грех западных политиков. Страны нашей части Европы за сотни лет близкого сосуществования с ней успели прекрасно понять, с кем мы имеем дело. Сложно переоценить те шаги, которые несколько десятилетий назад наша страна начала предпринимать для диверсификации источников поставки газа. Регазификационный терминал в Свиноуйсьце позволил снизить зависимость от россиян, а газопровод "Балтик пайп" даст возможность преодолеть ее полностью. Мы наполнили наши газохранилища и сейчас можем похвастаться самым высоким уровнем запасов в Европе (70%).
Как Евросоюзу предотвратить возникновение новых газовых кризисов? В первую очередь следует сделать дополнительный упор на том источнике поставок, который прекрасно зарекомендовал себя в последние недели и позволил предотвратить рост рыночных цен газа. Речь идет о поставках СПГ. Инфраструктура есть, во многих местах ее мощности продолжают наращиваться, не повредит даже зарезервировать дополнительные объемы, поскольку европейские СПГ-терминалы пока не используют все свои пропускные возможности.
Далее следовало бы позаботиться о том, чтобы перед отопительным сезоном газохранилища были максимально заполнены. В этом нет ничего экстраординарного, все европейские страны из года в год их наполняли. Сейчас из общего ряда выбилась "Астора" (то есть "Газпром") и, в принципе, она имела на это право, в конце концов хранилища принадлежат ей. Ее действия были нелогичными, противоречащими ситуации на рынке, как и многие другие операции "Газпрома". В этой сфере тоже нужно изменить подход к российскому концерну, запомнив один факт: его шаги не всегда продиктованы желанием заработать. Если европейские компании и правительства его осознают, их отношения с "Газпромом" не смогут не измениться. Лучше всего исходить из предположения, что он будет и дальше стремиться дестабилизировать Европу, используя свою доминирующую позицию на газовом рынке. Сложно себе представить, что не существует никакой возможности юридически обязать владельцев хранилищ заполнять их перед отопительным сезоном.
Разумеется, всего этого бы не было, если бы не зависимость Старого континента от российского сырья. В 2020 году ЕС импортировал 48% газа из России, 24% из Норвегии, 9% из Алжира и 1% из Ливии. Оставшиеся 18% — это закупки СПГ. Мы не можем за год изменить инфраструктуру или внезапно обнаружить огромные месторождения где-нибудь в Европе (в любом случае, нужны годы, чтобы приступить к разработке). Что мы можем, так это шаг за шагом уменьшать объемы поставок из России, налаживая отношения с другими экспортерами или обращаясь к другим источникам энергии. Результат не появится в мгновение ока, но, возможно, уже через несколько лет импорт с российского направления составит не 48%, а, например, 35%. По мере последовательного снижения этого показателя, будет снижаться и влияние Кремля.
В последние месяцы газ находился в центре внимания представителей энергетической отрасли, да и не только их одних. Как ни крути, это ископаемое топливо, от которого стремящийся добиться климатической нейтральности Евросоюз планировал отказываться, однако, его планируется внести в европейскую систему классификации как "устойчивый" энергоноситель. Почему Европа так полюбила газ? Потому, что им легко заменить уголь, снизив выбросы вдвое. Это, однако, не то топливо, которое позволит достичь климатической нейтральности.
Снижению зависимости от России наряду с диверсификацией источников поставок поможет дальнейшее наращивание мощностей возобновляемых источников энергии и атомной энергетики. Германия сейчас выступает против последней, но это не значит, что у этой отрасли в ЕС нет будущего. Если цены на газ останутся высокими, то даже Берлин, связывающий с ним множество долгосрочных планов, может запаниковать и смириться с использованием атома.
Обсудить
Рекомендуем