Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ряд аналитиков и даже президент США Джо Байден предсказывают, что Россия наверняка нападет на Украину. Другие наблюдатели уверенно утверждают, что Москва, наоборот, блефует и атаковать, скорее всего, не станет. Что же случится дальше, и как следует реагировать Америке? Отвечают авторы Foreign Policy.
Специалисты по международным отношениям полагают, что Москва, скорее всего, применит военную силу, однако Вашингтону предлагают проявить сдержанность.
За последние полтора месяца Россия нарастила свое военное присутствие близ Украины и пригрозила нападением, если США и НАТО не выполнят ее дипломатических требований. Помимо прочего, Москва требует юридических гарантий, что НАТО не предоставит Украине членства и остановит дальнейшее продвижение к российским границам. В декабре 2021 года США ответили, что от своей политики "открытых дверей" альянс не откажется.
Несмотря на череду личных встреч между американскими и российскими дипломатами, у украинской границы по-прежнему дислоцировано свыше ста тысяч российских военнослужащих. И несмотря на все попытки не допустить конфликта, ряд аналитиков и даже президент США Джо Байден предсказывают, что Россия наверняка нападет. Другие же наблюдатели уверенно утверждают, что Москва, наоборот, блефует и атаковать, скорее всего, не будет.
Что будет дальше, и как следует реагировать Америке? Обратимся к экспертам. В рамках проекта "Обучение, исследования и международная политика" (TRIP) Институт глобальных исследований Колледжа Вильгельма и Марии и Центр Си при Денверском Университете опросили ученых-международников из американских университетов и колледжей насчет российско-украинского кризиса. Нижеследующие результаты основаны на ответах 362 экспертов в период с 16 декабря 2021 года по 27 января 2022.
Опрошенные специалисты полагают, что Россия применит военную силу на Украине с перевесом примерно в три к одному, хотя значительное меньшинство выразило искренние сомнения. При этом большинство исследователей-международников считают, что прямой военной конфронтации США следует избегать. Удивительно, но в течение периода исследования ответы практически не менялись, что позволяет заключить, что их прогнозы не зависят ни от заголовков, ни от текущей ситуации на местах.
Вполне возможно, что администрация Байдена рассуждает в том же ключе, что и эксперты: вторжение России на Украину скорее вероятно, чем нет, но остается значительная неопределенность. И теперь ей предстоит решать следующий вопрос: как наказать Россию, но при этом свести к минимуму риск дальнейшей эскалации? В связи с этим ученые-международники горячо поддерживают шаги, уже предпринятые США, вплоть до отправки на Украину военной помощи и угрозы новых экономических санкций.
Канадцы: Украина — костыль для падающих рейтингов западных политиков (CBC)Переговоры или санкции — выбирать России, заявила в Киеве министр обороны Канады. По ее "достоверным данным", на границе с Украиной происходит "эскалация с участием российских войск", сообщает сайт CBC. Читатели подняли на смех и её, и премьера Канады Трюдо, который "прячется за её юбку".
02.02.202200
Насколько вероятна война?
На вопрос, применит ли Россия против украинских войск или любой неоккупированной украинской территории в ближайшем году военную силу, 56% экспертов ответили утвердительно, и лишь 20% — отрицательно. Хотя 56% — это далеко не подавляющий перевес, едва ли эти цифры утешат тех, кто надеется на мирное решение конфликта. По мнению экспертов, вероятность эскалации вооруженного конфликта на Украине высока.
Респонденты, сообщившие о глубоких познаниях в международной безопасности, больше склоняются к тому, что Россия применит силу (62%), чем их коллеги с иной специальностью (51%). Между тем прогнозы страноведов с опытом работы в России и Восточной Европе не выделяются среди прогнозов коллег: что Россия применит военную силу, заявили 60% регионоведов и 58% иных респондентов.
Как поступить США?
Ученые-международники в подавляющем большинстве согласны с тем, что США следует проявить сдержанность, если нынешние попытки разрядки потерпят неудачу, и Россия применит военную силу. В опросе было представлено шесть ответов, и респонденты могли выбрать несколько.
Выяснилось, что к прямым военным действиям против российских войск эксперты не склонны: этот вариант выбрали менее 3% респондентов. Судя по всему, излюбленный инструмент внешней политики ученых-международников — это санкции: за их расширение в случае вторжения выступает почти 90% респондентов.
Респонденты также широко поддержали так называемую летальную помощь: 73% заявили, что США должны направить на Украину дополнительное оружие и военные грузы. Значительное меньшинство (41%) также поддерживает проведение наступательных киберопераций против российских вооруженных сил, а 27% считают, что США следует направить вооруженные силы в Восточную Европу.
Наконец, 22% ученых считают, что США должны "формально гарантировать территориальную целостность Украины". Этот вывод трудно трактовать однозначно, особенно в свете практически единодушного неприятия прямой военной силы. Формальная гарантия может означать предоставление Украине членства в НАТО, а может и сохранение статус-кво. США (как и государства-члены ООН в принципе) и так официально признают территориальную целостность других государств-членов.
Здравый смысл подсказывает, что ученые-международники и верхушка обеих партий в США в подавляющем большинстве придерживаются интернационалистских взглядов. С этой точки зрения мировой порядок требует направляющей роли США — будь то защита прав человека, свобода судоходства, стабильность мировой денежной системы или суверенитет национальных государств. Однако в последние 30 лет наблюдается дефицит реализма и сдержанности — причем, как в академических кругах, так и среди высшего руководства страны.
Либерально-интернационалистские позиции в академических кругах крепнут, однако опрошенные эксперты все же настороженно относятся к соблюдению международных норм перед лицом российской агрессии, потому что эти меры чреваты военной эскалацией. Наконец, результаты свидетельствуют о том, что специалисты-международники наверняка сочувствуют нынешнему курсу администрации Байдена.
Ирен Энтрингер Гарсия Блейнз — руководитель проекта "Обучение, исследования и международная политика" Колледжа Вильгельма и Марии
Райан Пауэрс — доцент кафедры международных отношений факультета общественных и международных отношений Университета Джорджии
Сьюзан Питерсон — профессор государственного управления и международных отношений, заведующая кафедрой государственного управления Колледжа Вильгельма и Марии.
Майкл Тирни — профессор международных отношений и глава Института глобальных исследований при Колледже Вильгельма и Марии