Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Пентагон перебрасывает в Европу еще три тысячи американских солдат, сообщает RMF FM. Журналисты побеседовали с генералом Стружиком, который считает, что НАТО посылает сигнал Путину и старается демонстрировать единство в вопросе Украины. Но на общем фоне выделяется Венгрия, которая сначала старалась расколоть ЕС, а теперь раскалывает Альянс, поддерживая Москву, отмечает военный.
Павел Балиновский (Paweł Balinowski)
Интервью с генералом Ярославом Стружиком (Jarosław Stróżyk) — бывшим заместителем главы разведки НАТО.
RMF FM: Новость дня была такой: Пентагон решил дополнительно перевести в Польшу 1 700 американских военных, в Германию — 300, а еще 1 тысячу перебросить из Германии в Румынию. Сможет ли такой шаг значительно повлиять на безопасность восточного фланга НАТО?
Ярослав Стружик: Это очень хорошее решение, которое демонстрирует реальность угрозы и серьезность ситуации. Такого шага со стороны Пентагона можно было ожидать, он не стал сюрпризом, мы слышали о подготовке американских солдат к переброске в Европу. Но мы увидели, что американцы серьезно подходят к ситуации, считают, что угроза со стороны Путина возрастает. Он делает очередные заявления в духе тех, что прозвучали на пресс-конференции с премьер-министром Венгрии, а американцы реагируют. Однако такие совершенно разумные с нашей точки зрения действия Кремль может назвать укреплением НАТО или даже подготовкой к какой-то атаке.
— Они противоречат тому, что россияне представили в своем ультиматуме Западу. Россия требует не только гарантии, что Украина никогда не станет членом НАТО, но и вывода всех американских сил из таких стран, как Польша. Не возрастает ли риск эскалации со стороны Москвы, раз происходит нечто противоположное?
— Да, возможно, риск эскалации с ее стороны возрастает, но эта эскалация имела бы место в любом случае. Мы видим, что Путин действует нерационально, выдвигает все более жесткие требования, а пресс-конференция с Орбаном показала, что он также старается расколоть НАТО. Венгерский премьер, к сожалению, в очередной раз выступил в роли помощника Путина. Меня также крайне огорчило, что сначала он встречался с главой польского правительства Моравецким (Mateusz Morawiecki), а на следующий — поехал в Москву "с отчетом" о тех встречах, которые проходили в том числе в Мадриде с участием Марин Ле Пен.
— Значит, у Путина есть свои люди в Европе, которые работают на него и докладывают ему, что происходит с противоположной стороны? Так можно это интерпретировать?
— Да. В дипломатии есть такое правило, что встречи, которые следуют за важными переговорами, некоторым образом из них проистекают. После поездки в Мадрид и других встреч Орбан отправился в Москву и появился там вместе с Путиным, который заявляет, что расширение Североатлантического альянса на восток в 1999 году, включение в его состав Польши, было ошибкой. Это совершенно скандально, ведь в марте 1999 года Орбан стоял в Брюсселе рядом с премьером Бузеком (Jerzy Buzek), когда поднимали флаги трех новых членов НАТО.
Орбан у Путина: венгерский премьер всадил Украине нож в спину (Newsweek Polska, Польша)Венгерский премьер отправился в Москву, чтобы продемонстрировать отсутствие в ЕС единого подхода к украинскому вопросу, пишет Newsweek Polska. И таким образом он присоединился к активному продвижению российского видения мира, считает автор. При этом Орбан после встречи с Путиным заявил, что не увидел у того каких-либо агрессивных планов.
02.02.202200
— Как следует НАТО отреагировать на такие действия Орбана?
— В этом проблема Альянса: ему нужна сплоченность, согласие всех членов. Скажу так: раньше Орбан старался в какой-то мере расколоть ЕС, а теперь он старается расколоть НАТО. Следует отреагировать хотя бы в форме заявления генерального секретаря Столтенберга. Официальных процедур, которые бы позволили как-то наказать Венгрию или обратить внимание, что она действует неверно, конечно, нет. В этом состоит проблема: мы считаем, что все члены Альянса хотят его блага, но при таком большом их количестве ситуация осложняется.
— Вернемся к военным, с которых мы начали. 1 700 человек должны приехать в Польшу, 300 — в Германию, а 1 тысячу переведут в Румынию, кроме того, 8,5тысяч человек приведены в состояние повышенной боевой готовности. Их тоже могут перевести в Европу. Стоит ли ожидать в ближайшее время решений в их отношении? Перебросят ли к нам дополнительный контингент?
— Все возможно. Военных могут перебросить также в Литву, Латвию и Эстонию. Это верные шаги. Мы видим одновременно, насколько большое значение имеет присутствие американских сил в Германии, то есть наличие там такой логистической базы. Трамп хотел ее ликвидировать, но ему не удалось, и сейчас военных переводят с немецкой территории в Румынию. Польша, конечно, играет самую важную роль, она служит своего рода перевалочным пунктом и местом пребывания американских военных. Это ясный и четкий сигнал для Путина: НАТО находится в полной готовности, американцы все контролируют, наблюдают за ситуацией, а в случае эскалации предпримут новые шаги.
— Мы видим подтверждение обязательств НАТО посредством наращивания присутствия. Какова стратегическая, боевая ценность тех американских сил, которые уже пребывают в Польше? Если я не ошибаюсь, у нас находилось 5 500 военных, а сейчас на временной основе к ним добавятся еще 1 700.
— Стратегическая ценность заключается в том, что они здесь присутствуют. Сложно надеяться, что шесть или семь тысяч американских военных смогут выиграть войну, но важно, что они выступают демонстрацией готовности. Кроме того, можно ожидать переброски дополнительного контингента, а это, напомню, не только "ботинки на земле", то есть сухопутные силы. В любой момент для поддержки разных членов НАТО могут быть переброшены и воздушные силы.
Ситуация, однако, сложная. Украина оказалась в непростом положении, ведь раз она не входит в состав Альянса, нельзя гарантировать, что все согласятся придти ей на помощь. Поставка украинцам вооружений — это, на мой взгляд, очень правильный шаг. Хорошо, что Польша тоже наконец объявила о готовности передать Украине оружие и боеприпасы. Такая инициатива демонстрирует Путину, что Киев имеет реальную поддержку.
— Какого ответа России можно сейчас ожидать? Наверняка она отреагирует жестко, не выбирая выражений. Как вы думаете, она решит пойти дальше?
— Россия, к сожалению, постоянно идет дальше. Она занимается у украинской границы развертыванием систем снабжения и медицинской помощи, и я ожидаю новых шагов, демонстрирующих, что она полностью готова к боевым действиям. В ближайшие 10-20 дней в Кремле примут решение, начинать ли в большем или меньшем масштабе операцию против Украины.