Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Заявление украинского посла в Лондоне на тему вступления в Альянс было не ошибкой: так Киев хотел прощупать реакцию всех сторон, пишет Belsat. Автор статьи размышляет о возможности достижения компромисса с Москвой в рамках реализации Минских соглашений. Слова Пристайко могут быть продуманным шагом, опирающимся на доступные решения, считает журналист.
Украинский посол в Великобритании заявил, что ради предотвращения войны с Россией Украина может рассмотреть вариант отказа от членства в НАТО. Возможно, это дипломатическая ошибка или попытка изучить реакции, а, возможно, стремление найти площадку для компромисса.
Вадим Пристайко, украинский посол в Великобритании, наделал немало шума своим интервью британскому радиоканалу "Би-би-си — 5". Он ответил утвердительно на вопрос журналиста, может ли Украина рассмотреть вариант отказа от вступления в НАТО, и добавил, что такой шаг делает потенциально вероятным существующая угроза вторжения России.
Пристайко — опытный дипломат, поэтому его слова сложно счесть ошибкой или оплошностью. Он возглавлял украинское представительство при НАТО, занимал пост министра иностранных дел. Это не просто посол, а человек, обладающий сильной позицией в неформальной иерархии украинской дипломатии, выстраивающий свой собственный канал коммуникации с британскими властями. Между тем Лондон — это наиболее активно подключившаяся к защите Украины европейская столица. Интервью было чем-то вроде пробного шара: он был вброшен в СМИ, чтобы проверить реакцию России, западных стран, украинских политиков и общественности.
Пробный шар
Украинский МИД позже дипломатично объяснил, что слова посла были вырваны из контекста, а перспектива членства в НАТО вписана в конституцию Украины. Еще более решительно отреагировал офис президента Зеленского, исключивший сворачивание с пути, ведущего в Альянс. Одновременно внешнеполитическое ведомство заявило, что Украина открыта к диалогу. В его заявлении также прозвучала следующая мысль, высказанная дипломатическим языком: страна, конечно, стремится в НАТО, а членство в этой организации станет лучшей гарантией безопасности, но угрозы есть здесь и сейчас, поэтому вести поиск таких гарантий нужно уже сегодня. Получается, что МИД подтвердил идею Пристайко, лишь внеся в нее дополнительные оттенки.
Впрочем, позднее посол сам прокомментировал свое высказывание в беседе с "Европейской правдой". Он подчеркнул, что перспектива членства в Альянсе закреплена в конституции, и ничего в этом плане не меняется, но в настоящий момент Киев не может в полной мере на него полагаться. "Чтобы избежать войны, мы готовы на компромиссы, но они лежат не в сфере НАТО, а в Минских договоренностях. Что касается НАТО, мы оставляем курс, но мы вынуждены искать другие варианты, которые позволят выжить прямо сейчас", — добавил он, развивая мысль, высказанную в эфире британской радиостанции.
В его словах содержится предложение, адресованное и России, и Западу, которое уже наверняка пошло по дипломатическим каналам. Оно заключается в возвращении к переговорам о Минских соглашениях, вероятно, с каким-то заявлением Киева о неприсоединении к НАТО в ближайшее время или какими-то международными гарантиями безопасности для Украины и обязательствами, в том числе со стороны Москвы.
Возвращение к Минским соглашениям
Минские соглашения, заключенные во время горячей фазы войны в Донбассе в 2014 и 2015 годах, сочли на Украине капитуляцией. Эти договоренности вместе с согласованной позднее "формулой Штайнмайера" (Франк-Вальтер Штайнмайер, возглавлявший МИД Германии, выступил одним из инициаторов обращения к такому решению) — действительно, бомба замедленного действия для Киева, и часовой механизм в ней установлен на короткий отрезок времени.
Минские соглашения предполагают предоставление широкой автономии территориям украинского Донбасса, находящимся под контролем так называемых сепаратистов, и проведение выборов под наблюдением ОБСЕ. Они также возлагают на Украину обязательство поддерживать финансовую и социальную систему ДНР и ЛНР, а одновременно предписывают покинуть их территорию военным соединениям третьих государств (то есть России), разоружить нелегальные бандформирования и амнистировать сепаратистов.
К сожалению, в документе много неточностей, которые создают пространство для появления различных интерпретаций отдельных пунктов, что мы и наблюдаем все эти годы. Украина активнее всего сопротивлялась внедрению его политических и конституционных разделов, которые требуют внесения изменений в конституцию, на что не соглашаются ведущие киевские политические силы. Кроме того, соглашения дают сепаратистам (а значит и России) возможность блокировать прозападные устремления Украины, а Москве — рычаг, позволяющий оказывать непосредственное воздействие на украинскую политическую сцену. Имплементация Минских соглашений привела бы к ослаблению Украины, превращению ее в раздираемое внутренними конфликтами государство, которое Западу не захочется поддерживать. В дальнейшей перспективе Россия получила бы инструмент для воссоздания "российской" партии (или партий), в том числе таких, которые официально не будут стоять на пророссийских позициях.
С другой стороны, соглашения, несмотря их многочисленные недостатки, дают возможность добиться чего-то для Украины. Вместо членства в НАТО она может получить какие-то "муляжи", например, в виде постоянной военной поддержки или укрепления украинской армии. Это, конечно, не даст ни гарантий, проистекающих из Пятой статьи Вашингтонского договора, ни гибкости в размещении натовской инфраструктуры на украинской территории, но, возможно, Киев выработает процедуры в какой-то мере компенсирующие членство при помощи дву- или многосторонних союзов. Сами Минские соглашения могут стать инструментом сильного давления на Россию, при условии, что Запад и Украина смогут добиться выполнения пунктов, касающихся, в частности, разоружения боевиков и вывода из Донбасса российских сил.
Москва постарается обезопасить себя и, возможно, поставит вопрос о признании независимости самопровозглашенных республик. Она, собственно, уже этим занимается: российская Дума вынесла на рассмотрение два проекта обращения к президенту о признании ДНР и ЛНР. Россия может потребовать введения в Донбасс миротворческих сил, то есть фактически российских войск. Вариантов много, но все будет зависеть в первую очередь от того, насколько решительно Запад поддержит Украину.
Если эта решимость будет такой, какую западные лидеры демонстрировали в своих заявлениях и действиях (например, поставках вооружений), то имплементация Минских соглашений станет очень плохим решением и своего рода капитуляцией, но тем не менее самым лучшим и наиболее вероятным решением из всего набора плохих.
Ситуация неопределенности, нависшая над Украиной угроза развязывания войны оказывают разрушительное воздействие на государство, общество и экономику. Бегство олигархов на шикарных реактивных самолетах выглядело в отслеживающих авиационное движение приложениях очень зрелищно, но проблема не в нем, а в военной угрозе, которая блокирует принятие деловых решений как на уровне крупных компаний, так и небольших фирм. Неопределенность загоняет украинскую экономику в кризис, именно поэтому продолжаются усилия, направленные на достижение разрядки. Кажущееся отчаянной попыткой выйти из тупика в переговорах с Россией высказывание украинского посла в Лондоне может выступать признаком не того, что киевских политиков охватила паника, а того, что верх взял трезвый расчет, опирающийся на доступные решения.