Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Искусственно подогреваемый кризис вокруг мифического намерения России вторгнуться на Украину приводит к извержению затаенных лав минувших дней. Для "незалежной" Малороссии сегодня накал старых страстей может увенчаться повторением на собственной территории "косовского" сценария.
Ведущий американский аналитик Джордж Фридман указывал еще дюжину лет назад на опасность обострения конфликта в Восточной Европе в случае ослабления России. В своей книге The Next 100 years, на 149 странице, он прямо указывает на возможность продвижения Польши на восток. "Поляки первыми захотят осуществить свой "натиск на восток", пытаясь создать буферную зону в Белоруссии и на Украине. По мере того, как поляки будут утверждать свою власть, карпатские страны "также будут проецировать свое влияние на восток от Карпат, на территорию Украины". Он пишет там же о "враждебности украинцев к полякам, с которыми у них был исторический антагонизм, восходящий к шестнадцатому и семнадцатому векам". А тут все нынешние разговоры о ветрах войны на востоке Украины. Если помножить вред от этой безответственной молвы на растущий шовинистический угар на Украине и прибавить к этому открытое недовольство соседом со стороны Польши, Румынии и Венгрии, то мы получим основания для тревоги на западе Малороссии.
Напомним, что cоветская Украина (УССР) получила после Второй мировой войны не только территории Польши — нынешнюю Львовскую и Тернопольскую области, историческую землю под названием Волынь, ныне разделенную на Ровненскую и Луцкую области. УССР получила еще и Буковину — бывшую территорию Румынии, а также и часть Венгрии — Закарпатскую область, в которой по сей день проживает значительная часть венгерского населения.
Сегодня на Украине проживает от двухсот тысяч до двух миллионов граждан с польскими корнями. При радикализации националистической риторики и усилении напряженности множество граждан Украины могут начать обнаруживать в родословной польские корни. Особенно в случае дальнейшего укрепления влияния Варшавы на фоне остальных стран восточноевропейского региона.
Польский публицист и аналитик Конрад Ренкас опубликовал недавно развернутый материал о предоставлении Варшавой "карты поляка" гражданам Украины, обнаруживающим у себя польские корни. А таковых уже не менее ста тридцати тысяч. Он размышляет о судьбе поляков на Украине в случае военного конфликта и о шансах украинцев с "польской картой" избежать призыва в армию. А потом делится сокровенным: "Поймите меня правильно: день, когда польский флаг вновь поднимется на львовской Замковой горе, не говоря уже о Виннице, станет для меня таким же счастливым, как день рождения моих детей... Сейчас ситуация выглядит так, что два миллиона поляков на Восточных кресах могут оказаться в зоне боевых действий, а одновременно три миллиона украинских уклонистов в Польше будут стараться не попасть на войну, чтобы не расплачиваться за геополитический выбор своих лидеров".
Идея возвращения в польскую гавань немалых территорий нынешней Украины — это неотъемлемая часть польского национального сознания, и никто не знает, когда наступит масштабное пробуждение подобных настроений. Любой кризис может стать катализатором.
Героизация нацистской идеологии Бандеры и его сообщников не ограничивается мелкими стаями хвастливых дурил из подворотни. Верховная Рада Украины еще в 2015 году, вскоре после Майдана, приняла специальный закон о прославлении националистических украинских организаций времен второй мировой войны. То есть ОУН*, УПА** и других пособничавших Гитлеру групп. (Обе названные организации запрещены в России - прим. ИноСМИ). Эти нацисты получили право на защиту их "чести" по украинскому закону "О правовом статусе и памяти борцов за независимость Украины в XX веке". Улицы и площади названы в честь коллаборационистов и убийц многих сотен тысяч украинцев, русских, евреев и поляков. Это уже не фокусы смердящей кучки экстремистов, а — государственная политика. Дело зашло так далеко, что перебравшийся из Самары на Украину жесткий критик российской политики Марк Солонин выпустил пять бесед об истории этих "борцов за независимость". В этих беседах Солонин прямо говорит о захлопывании Киевом самим перед собой дверей в цивилизованный мир. Ибо прославление худших из извергов рода человеческого не сочетается с присягой ценностям гуманизма и демократии. В Варшаве тоже не забывают о Волынской резне и о том, что до Второй мировой войны Львов был городом с польским большинством.
На первый взгляд кажется, что Польша и Украина сблизились за последние годы в общем стремлении отмежеваться от России. Однако из разу в раз прорываются болезненные воспоминания из прошлого, омрачающие атмосферу между Киевом и Варшавой. 5 июля 2015 года министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский заявил, что Украина никогда не вступит в Евросоюз, если в ее историческом багаже будет лежать поклонение Степану Бандере ("С Бандерой вы в Европу не войдете").
В интервью изданию wSieci Ващиковский подчеркнул: "С Бандерой вы в Европу не войдете. Мы говорим об этом и громко, и тихо", — отметил министр. Еще пять лет назад председатель правящей до сих пор в Польше партии "Право и справедливость" (PiS) Ярослав Качиньский заявил: "Мы не можем на протяжении многих лет соглашаться, чтобы на Украине был культ людей, совершивших геноцид против поляков. Украинцы превзошли немцев в жестокости против поляков. Короче говоря, это дело определённого выбора Украины. Я чётко сказал господину президенту Порошенко, что с Бандерой они в Европу не войдут". С похожими явлениями выступал и нынешний президент Анджей Дуда. Польский Сейм принял в 2018 году закон, направленный против отрицания геноцида поляков и против оправдания бандеровской идеологии.
Вчера министр внутренних дел Польши Мариуш Каминьский сообщил о том, что Польша уже готовится к наплыву беженцев с Украины. Между тем в последние годы Варшава не раз вступала в перепалки с руководством Евросоюза из-за отказа поляков принимать беженцев с Ближнего Востока. Совсем недавно поляки продемонстрировали решительность, препятствуя проникновению иракских искателей лучшей доли на польскую территорию из Белоруссии. Сейчас Польша не намерена закрывать границы с Украиной, но и не скрывает своих опасений в связи с потоком переселенцев оттуда.
Три десятка лет соседства между независимыми Польшей и Украиной прошли относительно бесконфликтно. Но если кризис вокруг Украины и кризис внутри Украины поведут к общему накалу и обострению, то западные регионы страны окажутся под угрозой "балканизации" и "косовизации". Есть все предпосылки для этого не только в примыкающих к Украине регионах Польши, но и в таких же регионах на территории Венгрии. Об этом следует предупредить уже сегодня тех, кто пытается кричать: "Волки, волки!" насчет "российского вторжения", когда ни волков, ни вторжения и в помине нет.
*ОУН — Организация украинских националистов — запрещенное в России экстремистское объединение
**УПА — Украинская повстанческая армия — запрещенная в России экстремистская организация