Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автомобилестроители уже больше года страдают от нехватки компьютерных схем, а теперь случилась еще одна беда, пишет Forbes. Из-за антироссийских санкций подскочила цена на никель, который необходим для производства батарей, а также возникли проблемы с его поставками. Наибольшие потери понесут европейские производители, отмечает автор статьи.
Автомобилестроителям уже больше года не удается поддерживать объемы производства из-за нехватки компьютерных схем. И никаких признаков решения этой проблемы на горизонте не видно. Теперь, когда Россия начала свою спецоперацию на Украине, цены на нефть резко выросли, а попыткам автомобилестроения увеличить выпуск электромобилей мешает скачок цен на никель. Этот металл добывают в России, а используется он в современных аккумуляторах.
Во вторник торги никелем на Лондонской бирже металлов были остановлены после того, как цены превысили 100 с лишним тысяч долларов за тонну. Это следствие жестких и обширных международных санкций, введенных против России за ее спецоперацию на Украине. Пока санкции в отношении никеля не вводили.
Россия занимает третье место в мире по производству никеля, отставая только от Индонезии и Филиппин. По данным американского правительства, в 2021 году там было добыто 250 000 метрических тонн. Этот металл нужен для производства батарей, а также нержавеющей стали, и поэтому перебои с поставками создают проблемы производителям и ведут к увеличению издержек. По словам биржевого аналитика из Wedbush Securities Дэна Ива (Dan Ives), из-за роста цен на никель стоимость электромобиля может увеличиться в среднем на тысячу долларов.
"Волатильность теперь стала нормой, — говорит генеральный директор агентства Benchmark Mineral Intelligence Саймон Мурс (Simon Moores). — Если у производителей электромобилей и батарей нет твердых и долгосрочных контрактов на поставку или собственных шахт, никакого выбора у них не останется, и им придется мириться с такими заоблачными и постоянно повышающимися ценами".
Российская спецоперация осложнила попытки США, Европы и Азии отучить водителей от бензина и дизельного топлива и убедить их перейти на электромобили, у которых нет выхлопных газов и углеродных выбросов. Такой переход должен произойти в следующем десятилетии, поскольку модельный ряд электромобилей расширяется, и в первую очередь это касается недорогих легковых и грузовых машин на батареях. Самая дешевая базовая версия третьей модели "Теслы" сегодня стоит 46 440 долларов или около 50 000 долларов, если добавить налоги и прочие выплаты. Базовая модель Nissan Leaf стоит около 30 000 долларов (это до федерального налогового кредита), однако большинство новых электромобилей в США стоят не меньше 40 000 долларов. А стоимость роскошных машин типа элитной Lucid Air уходит за 169 с лишним тысяч. В ближайшей перспективе из-за повышения закупочных затрат миллионам автолюбителей будет сложно отказаться от бензина.
Dagens Nyheter (Швеция): в этом закрытом городе добывается никель для электромобилей всего мира — ценой выжженной тундрыАвтор репортажа побывала в Норильске, где добывают редкие металлы, бесценные для электромобилей и энергетики будущего, и где произошла самая страшная экологическая катастрофа в истории российской Арктики. Читайте о ее истинных масштабах, системных проблемах «Норникеля» и об отношении к ним жителей Норильска.
12.09.202100
Вместе с никелем растут цены и на другие металлы, используемые в автомобилестроении. Прежде всего, это палладий, используемый в каталитических преобразователях, а также литий и кобальт, которые применяются в батареях. Из-за этого будет очень сложно сбить цену на батареи для электромобилей, хотя технологии продолжают совершенствоваться.
Европейские производители, больше всех зависящие от поставок российского никеля, пострадают сильнее остальных, говорит Мурс. Российский газопровод "Северный поток — 2" стал наглядным примером энергетической зависимости Европы от Москвы. Но с поставками российского никеля в Финляндию, Германию и прочие страны для изготовления катодов литий-ионных аккумуляторов тоже возникнут проблемы.
"Горькая ирония всей этой ситуации заключается в том, что Европа хочет отказаться от российской нефти и дизтоплива, перейдя с двигателей внутреннего сгорания на электромобили, однако она будет по-прежнему зависеть от поставок российского никеля".
Аналитик Morgan Stanley Адам Джонас (Adam Jonas) говорит, что проблемы, с которыми сталкиваются автопроизводители, включая чипы, трудности с поставками и рост цен на сырье, беспрецедентны. "Я больше 25 лет работаю в Morgan Stanley, анализируя автомобильную промышленность, и многое повидал за это время. Но риски и неясность перспектив, от которых страдают инвесторы в автомобилестроении, превосходят все то, что я когда-либо видел".
Автор: Алан Онсман (Alan Ohnsman)