Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Сегодня стало модно приглядываться к историческим фигурам, пишет немецкая "Вельт". На фоне борьбы России и Запада возрастает роль исламского мира, а колоритные фигуры его "сильных людей" вдохновляют многих. Один из них — Мухаммед Али. Поднявшийся из низов великий правитель стал примером для своего будущего тезки — американского темнокожего боксера Кассиуса Клея.
Вообще-то он был торговцем табака. Но волей случая предводитель иррегулярной армии, албанец Мухаммед Али сделал в Египте головокружительную карьеру. Чтобы реализовать свои обширные реформы, в марте 1811 года он послал своих солдат на мамелюков – долго правивших Египтом воинов, бывших рабов.
В момент рождения Мухаммеда Али (ок. 1769 – 1849) ничто не предвещало, что много лет спустя он начнет эру первых успешных реформ в исламском мире. Но не исключено, что именно богатый событиями жизненный путь позволил ему не держаться за устаревшие религиозные догмы и отбросить все традиции как ненужный хлам. К этому добавились беспощадность и цинизм, в которых он мог дать сто очков вперед даже какому-нибудь командиру наемников в Италии эпохи Ренессанса.
Мухаммед Али родился приблизительно в 1769 году в Кавале, городе на севере Греции. В то время там жили многочисленные албанцы, пришедшие в регион после захвата страны турками. Многие приняли ислам и служили османам в качестве чиновников или солдат. Отец Мухаммеда Али был командиром иррегулярных войск и поэтому относился к привилегированным горожанам.
Помимо службы, он зарабатывал на продаже табака, чем впоследствии должен был заняться и его сын. Поэтому от регулярного школьного образования мальчика было решено отказаться. Но в какой-то момент жизнь торговца показалась Мухаммеду Али слишком скучной. И хотя ему уже было за 30, он решил заняться военным ремеслом, что было второй профессией его отца.
В 1798 году генерал Бонапарт покорил Египет, но вскоре вернулся во Францию, где через государственный переворот провозгласил себя Первым Консулом Французской республики. В 1801 году османский султан Селим III собрал войско, чтобы в союзе с Великобританией изгнать из Египта оставшиеся французские войска. Для этой цели был привлечен и контингент из Кавали численностью в 300 воинов. Это были знаменитые баши-бузуки.
Баши-бузуки, как и казаки в царской России, были иррегулярными войсками, действовавшими без соблюдения военных правил, получавшими за свои услуги или очень мало, или вообще ничего. На жизнь себе баши-бузуки зарабатывали мародёрством. Несмотря на то, что никакой дисциплине они не подчинялись, правители охотно использовали их против восставших, потому что один их вид вселял ужас.
Первоначально командиром кавальского отряда был кузен Мухаммеда, но вскоре он уступил свое место Мухаммеду Али. Летом Каир был завоеван, но на этом военные действия не прекратились. В то время, как османы принялись укреплять свою власть над Египтом, мамелюки потребовали вернуть им привилегированное положение, которое они занимали в стране до высадки войск Наполеона.
Как и янычары у османов, мамелюки были первоначально воинами-рабами, которых, как правило, покупали в степной части Евразии. Но в XIII веке они стали практически властителями Египта. Даже после того, как султан Селим I в 1517 году присоединил Египет к своей империи, они смогли в значительной степени сохранить свою автономию.
В начавшейся борьбе за власть Мухаммед Али проявил недюжинную политическую дальновидность и всегда ставил на правильную карту. Он поднялся до заместителя командира всех баши-бузуков в Египте, восстал вместе с ними против наместника, то есть своего главнокомандующего. А потом заключил союз с мамелюками. Однако когда они подняли бунт, требуя повышения жалования, он вновь поменял позицию и прогнал своих кратковременных союзников.
В 1805 году султан назначил Мухаммеда Али османским наместником Египта. В новой должности он вновь заключил пакт с мамелюками в борьбе с британским экспедиционным корпусом, высадившимся в 1807 году у Александрии. 6000 британских солдат, во главе которых стояли не лучшие командиры, в конце концов убрались восвояси. Но несмотря на успехи в борьбе с англичанами и французами, Мухаммед Али понимал, какой боеспособностью обладает современная, хорошо обученная и оснащенная регулярная армия. Это роднило его с султаном Селимом III, который также принялся реформировать свою армию по западному образцу. За это в 1808 году он был убит янычарами, которые опасались за свое привилегированное положение в империи.
С этого момента Мухаммед Али окончательно сделал ставку на модернизацию и начал широкомасштабные реформы в административной системе, экономике и армии. Чтобы полностью устранить мамелюков, 1 марта 1811 года он пригласил их предводителей на праздник в каирскую цитадель. Там он приказал своим албанским солдатам расправиться с мамелюками, в результате чего только в крепости было убито 500 человек. На мамелюков началась настоящая охота, причем солдат мотивировали тем, что разрешили им неограниченно грабить и насиловать семьи мамелюков. В результате власть мусульманских орденов и духовных семинарий была резко сокращена.
Чтобы укрепить свое положение, Мухаммед Али охотно откликнулся на призыв о помощи из Стамбула, который просил его бросить свою армию на подавление восстания на Аравийском полуострове. Это дало Мухаммеду Али возможность убить двух зайцев одним махом: во-первых, он разгромил Мухаммада ибн Сауда, в результате чего тот перестал быть опасным для султана Махмуда II. Во-вторых, египетские войска понесли настолько тяжелые потери, что теперь уже ничто не могло помешать Мухаммеду Али реализовать свой самый важный проект: создание современной армии.
С помощью французских инструкторов была создана армия численностью до 200 тысяч человек. Благодаря этому Мухаммеду Али удалось захватить Судан и практически подавить борьбу Греции за независимость. Лишь позже Греции помогли великие державы Англия, Франция и Россия, уничтожившие османский флот в 1827 году в битве при Наварине.
Четырьмя годами позже Мухаммед Али почувствовал себя достаточно сильным, чтобы вторгнуться в Палестину и Сирию и даже напасть на Анатолию. Лишь благодаря интервенции Англии, Франции, России и Австрии в 1840 году османскому правительству удалось добиться того, чтобы их могущественный вассал отступил. Его потомки оставались на троне Египта до 1953 года. Правда, в основном по милости Великобритании.
Бертольд Зеевальд (Berthold Seewald)