Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Крупнейшие добытчики Черного континента готовы удовлетворить европейский спрос, но им не хватает мощностей и инвестиций, пишет Foreign Policy. При этом эксперты журнала считают ошибочной мысль, будто африканские нефть и газ могут быстро заменить российские энергоносители.
Африканские производители нефти и газа готовы пойти на выручку европейским рынкам.
Европейские лидеры задались целью покончить с зависимостью от российской нефти и газа "задолго до 2030 года". Благодаря этому на рынок сжиженного природного газа могут прийти Нигерия, Ангола, Ливия и Алжир.
"Похоже, Африка сейчас – самая надежная альтернатива для Европы, – считает исследователь и докторант Кейптаунского университета Кеннеди Чеге (Kennedy Chege), специалист по нефтегазовому праву. – По сути, это прекрасная возможность для африканских стран воспользоваться ситуацией и быстро заключить сделки".
У континента есть огромное количество сырья, но ведущим производителям не хватает инфраструктуры, чтобы быстро заполнить возникшую пустоту. "Главная проблема – это финансирование", – говорит управляющий директор независимой энергетической компании из ЮАР DLO Energy Resources Group Линда Мабхена-Олагунджу (Linda Mabhena-Olagunju). Из-за упора на возобновляемые источники энергии по всему миру иностранные капиталовложения в африканскую углеводородную инфраструктуру лишились всякого стимула.
В этой связи Нигерия, крупнейший производитель нефти на всем континенте, требует, чтобы местные инвесторы, – например, Африканский экспортно-импортный банк – предоставили альтернативные источники финансирования. У Нигерии крупнейшие месторождения из разведанных на континенте. "Мы хотим построить транссахарский газопровод, чтобы доставлять газ в Алжир и дальше в Европу", – сказал министр нефтяных ресурсов Нигерии Тимипре Сильва (Timipre Sylva). При этом он предупредил: "Но у нас нет свободных мощностей, чтобы немедленно перебросить в Европу".
План транссахарского газопровода NIGAL протяженностью 4 000 километров подписан в 2009 году. Он должен пройти через северную часть Нигерии, далее в Нигер и Алжир, а оттуда в Европу. Однако строительство возобновилось лишь в прошлом году из-за спора между Алжиром и Ниамеем.
Алжир сегодня обеспечивает до 11% европейской потребности в газе. Так что, возможно, ему скорее светит экспортный бум. Несмотря на закрытый из-за напряженных отношений с Марокко трубопровод в Испанию, экспорт газа из Алжира в Италию в прошлом году подскочил на 76% до 21 миллиарда кубометров. К тому же у страны есть возможность нарастить экспорт еще на 10 миллиардов кубометров. В феврале Италия заявила, что намерена увеличить импорт из Алжира.
Европейский союз, со своей стороны, объявил о финансовой поддержке Восточно-средиземноморского трубопровода, который соединит регион с газовыми месторождениями Египта. Однако проект столкнулся с геополитическими проблемами: в январе из него вышли США, – отныне они поддерживают лишь "зеленые" начинания.
Ряд крупнейших месторождений Африки расположены в опасных районах. Мозамбик занимает на континенте третье место по запасам природного газа. Однако реализацию газовых проектов на сумму 50 миллиардов долларов задержал непрекращающийся вооруженный конфликт в северной провинции Кабу-Дельгаду. Ливийские газовые и нефтяные месторождения связаны трубопроводами с Италией, но то и дело перекрываются.
Разработки в дельте Нигера пострадали из-за повстанческого движения. Нигерия сама импортирует продукты нефтепереработки для удовлетворения внутренних энергетических потребностей. "С одной стороны, конференция ООН по перемене климата говорит, что мы отказываемся от углеводородов, но сегодняшняя реальность доказывает, что добыча нефти и газа нужны как никогда, а иначе не удовлетворить текущий спрос", – считает Мабхена-Олагунджу.
Мысль, будто африканский газ может моментально заменить российские энергоносители, ошибочна, считают эксперты. Так, нигерийская квота в ОПЕК начиная с апреля вырастет до 1,73 миллиона баррелей, но стране уже несколько месяцев никак не удается выйти на запланированные объемы добычи. Поэтому Нигерия заявила, что ее первоочередная задача – выполнить текущую квоту по нефти.
"На сегодняшний день у нас есть резервные мощности порядка 600 000 баррелей, — сказал Сильва, – но для этого требуются инвестиции". В свою очередь исполнительный директор алжирской государственной энергетической компании Sonatrach Туфик Хаккар (Toufik Hakkar) предположил, что производство сосредоточится на удовлетворении растущего спроса на внутреннем рынке и исполнении текущих обязательств перед клиентами.
Однако в долгосрочной перспективе антироссийские санкции открывают африканским лидерам возможность быстро инвестировать в необходимую инфраструктуру и наладить значительные поставки на европейские рынки.
Автор: Носмот Гбадамоси(Nosmot Gbadamosi)