The Washington Post (США): как США избежать новой холодной войны и сосредоточиться на по-настоящему важном?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Катрина ванден Хювел — вдова недавно покинувшего нас друга России и великого историка Стивена Коэна — искренне огорчается из-за событий на Украине. Верная памяти мужа, она призывает Киев и Москву к переговорам, а США рекомендует вместо отправки оружия заняться борьбой с климатической катастрофой — в сотрудничестве с Россией и Китаем.
Своей операцией на Украине президент Владимир Путин положил конец эпохе, наступившей после холодной войны. Pax Americana последних трех десятилетий — якобы все-таки мир, хотя собственно мира при таком американском господстве было немного — закончился. Что будет дальше, покажет время. Но контраст между тем, что было, и тем, что будет, предстоит разительный. Неизбежна ли новая холодная война — еще опаснее, ведь оружие стало еще смертоноснее? Можно ли хотя бы представить себе другой мир, мир взаимной безопасности?
Первый нравственный императив сегодня — положить конец конфликту на Украине. Учитывая просчеты Путина, трогательное сопротивление украинцев, а также кучу оружия от единой НАТО в их пока не привыкших к нему руках, над украинским городам и поселкам может угрожать неоправданная по своей огромной цене и жестокости схватка.
При этом украинцы заплатят большую часть этой страшной цены — погибнет много людей, а страна будет разрушена. Поэтому главная цель должна быть совсем не такой, как сейчас. Нам нужно как можно быстрее прекратить боевые действия, уберечь украинские города от дальнейших бомбардировок и обеспечить безопасную эвакуацию беженцев. Для этого должно прозвучать общемировое требование прекратить огонь, после чего предстоят переговоры, на которых будут делаться трудные уступки, ни одна из сторон не получит всего, чего хочет.
Однако на сегодняшний день администрация Байдена по сути устранилась от мирного урегулирования, предоставила переговоры другим. Российско-украинские дискуссии продвигаются медленно. Пожалуй, моя единственная надежда — что президент Украины Владимир Зеленский и его дипломаты продавят прекращение огня при поддержке внешних посредников — например, Китая, Израиля или Турции.
За прекращением огня должно последовать компромиссное урегулирование — нейтралитет Украины, признание российского Крыма и гарантии для преимущественно русскоязычных сепаратистских регионов Украины. Россия, со своей стороны, должна обеспечить безопасность и суверенитет Украины. Зеленский уже заявил о готовности к компромиссу. Если Путин согласится на переговоры, то США и их союзники по НАТО должны всячески их поощрять, а ни в коем случае не отвергать.
Тем не менее: чем бы ни закончился конфликт, новая холодная война кажется неизбежной. Хотя многие аналитики признают, что его во многом разожгла НАТО своим расширением до самых российских границ, уже разрабатываются новые планы по укреплению альянса. Германия объявила масштабную военную реорганизацию. Прибалтика требует для себя усиленной защиты, а это опять же означает рост сил НАТО у российских рубежей. Поговаривают даже о том, что к альянсу присоединятся Финляндия и Швеция.
Американские "ястребы" полны решимости развернуть холодную войну на два фронта против России и Китая. Представитель Байдена по Азии Курт Кэмпбелл (Kurt Campbell) отметил в конце февраля, что во Второй мировой и холодной войне США участвовали одновременно на двух театрах: "Это сложно. Это затратно. Но это необходимо, и я считаю, что мы вступаем в эпоху, когда от США и нынешнего поколения американцев потребуется именно это".
Цена будет ошеломляющей. Военные расходы США, а они и так уже стремительно растут, подскочат еще выше. Напряженность будет возрастать: США будут объединять союзников и усиливать базы по всему Тихому океану против Китая, а также крепить европейские НАТО у границ России. Поскольку механизм контроля вооружений уже сломался, наращивание ядерного потенциала ускорится. США перейдут от борьбы с повстанцами к противодействию Китаю и России по всему развивающемуся миру.
Такой подход, по сути, усугубит систему безопасности, которая за последние несколько десятилетий уже рухнула и привела к катастрофе. Америка в очередной раз предпочтет военное присутствие дипломатии, а роль мирового полицейского — восстановлению у себя дома. Реальные же угрозы — перемена климата и всемирные эпидемии — снова окажутся без внимания, поскольку все ресурсы будут брошены на соперничество великих держав.
Миру нужна архитектура безопасности, при которой США откажутся от роли полицейского и будут сдерживать, а не раздувать конфликты сверхдержав. Для этого придется возродить контроль вооружений, заключить новые соглашения об ограничении военной мощи и сосредоточиться на таких областях, как перемена климата и пандемии. США не справятся в одиночку, глобальное сотрудничество — особенно с Китаем — имеет принципиальное значение. Когда началась операция на Украине, ученые как раз предостерегли, что на то, чтобы остановить климатическую катастрофу, у нас осталось меньше десяти лет. Это будет нешуточная угроза американской безопасности, если мы задвинем все это в долгий ящик ради соперничества в духе холодной войны.
Конфликт на Украине грозит вернуть нас обратно в прошлое — к гонке вооружений и ограниченным контингентам, опосредованным войнам и экономическим конфликтам (а теперь еще и в киберпространстве). А еще — к многомиллиардным тратам на оружие, использовать которое по назначению у нас все равно не хватит духа. Все это будет отвлекать нас от реальных угроз безопасности — климатических катастроф и восстановления пошатнувшейся американской демократии. Поэтому грядущее испытание нашей эры не будет звучать, как многие думают: "Подготовимся ли мы к холодной войне на два фронта?" Думаю, это будет вопрос ко всем трем державам: "Найдем ли мы другой путь?"
Обсудить
Рекомендуем