Financial Times(Великобритания): "Смогу ли я позволить себе уборщицу? А водителя?" Жизнь российского олигарха под санкциями

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Председатель совета директоров Альфа-банка Петр Авен сетует, что Великобритания своей реакцией на его связи с Кремлем разрушила ему бизнес, пишет FT. И защищать его там некому – все боятся. Он никак не ожидал, что сто лет спустя большевистской революции в России его имуществу будет угрожать именно Лондон.
За несколько дней до того, как европейские банки заморозили трансграничные операции с Россией, жена олигарха Петра Авена отправилась в Лондон по неотложному заданию: она курсировала от банкомата к банкомату и снимала побольше наличных, готовясь к будущему.
Вскоре сначала ЕС, а затем и Великобритания ввели против Авена санкции и заморозили его банковский счет и недвижимость, в том числе двухуровневую квартиру в пентхаусе в шикарном лондонском районе Сент-Джеймс и пригородный особняк с произведениями искусства.
А сегодня бывший российский преподаватель, политик и бизнесмен, чье состояние, по оценкам правительства, в прошлом месяце составило 4,5 миллиарда фунтов стерлингов, говорит, что не знает, как будет оплачивать элементарные счета.
Его жизнь переменилась в одночасье, словно по щелчку, сетует он. "Наш бизнес полностью разрушен. Все, что мы строили 30 лет, рассыпалось. И надо как-то начинать новую жизнь".
К такому повороту он не готов. "Смогу ли я себе позволить уборщицу? А водителя? Сам-то я не вожу... Может, падчерица будет водить. Мы не представляем себе, как выжить", – говорит он в двухсветной столовой своей лондонской квартиры, за столом, ломящимся от фруктов и закусок.
Судя по фотографиям, Авен вместе с другими олигархами присутствовал на встрече с Владимиром Путиным в Кремле в день начала российской операции на Украине в прошлом месяце. ЕС и Великобритания обвиняют его в связях с российским президентом на посту директора Альфа-банка. "Авен – известный российский бизнесмен и прокремлевский олигарх", – заявили в британском ведомстве по внедрению финансовых санкций.
Менее чем через 20 дней 67-летнему бизнесмену грозит высылка. У него есть латвийский и российский паспорта и американская виза, так что варианты у него есть, но сам он хочет остаться в Великобритании с женой и восьмилетним ребенком.
Он опасается, что если он уйдет, то легкого и быстрого возвращения не будет. "Если я уеду, то уже никогда не вернусь", – говорит он.
В суматохе 1990-х Авен и его деловой партнер Михаил Фридман выстроили вокруг своей группы "Альфа" целый конгломерат банковских, финансовых и инвестиционных услуг. Основную часть своего состояния Авен и его деловые партнеры сколотили на инвестициях в нефть в 1990-х, а в 2003 году запустили совместное предприятие с British Petroleum.
В 2013 году после свирепой корпоративной распри они с партнером продали свою долю в ТНК-ВР "Роснефти" под управлением близкого соратника Путина Игоря Сечина.
Около 14 миллиардов долларов выручки было вложено вновь через лондонскую инвестиционную группу LetterOne. В числе ее совладельцев – его товарищи по санкциям, вышеупомянутый Фридман и Герман Хан.
Авен считает санкции необоснованными и полон решимости их оспорить. Но он не может найти британского адвоката для дальнейшей тяжбы, поскольку его средства заморожены.
"Британские юристы работать с русскими не хотят, – посетовал он, добавив, что на скорое решение не надеется. – Мне сказали, что отменить санкции практически невозможно".
Авен и его партнеры прямо или косвенно владеют долями в Альфа-Банке, крупнейшем частном банке России, против которого действует запрет на долговое финансирование; крупнейшей в стране сети супермаркетов Х5; и мобильном операторе Veon. Авен ушел с поста президента Альфа-Банка, а его акции тоже заблокированы.
Его доля в LetterOne заморожена, доступ в офис закрыт, сотрудники недоступны, а дивиденды брошены на оказание помощи Украине. "По закону мы и пальцем ничего тронуть не можем. Со мной даже лично встречаться боятся. Мы очень боимся властей", – говорит он.
Ситуация с юристами и другими консультантами говорит о том, что из-за страха санкций люди "идут гораздо дальше, чем от них требует закон". "Все боятся", – считает Авен.
Хотя сам он разбогател именно в 1990-е годы, больше всего Авен гордится тем, что работал министром внешнеэкономических связей, – помочь перестроить постсоветскую экономику его попросил Егор Гайдар, исполняющий обязанности премьера при Борисе Ельцине.
В эпоху Ельцина он стал одним из ключевых российских олигархов и в 1996 году спонсировал его переизбрание.
Авен подчеркивает, что сочувствует бедственному положению украинцев с началом боевых действий. Обвинения в близости к путинскому Кремлю он отрицает. По его словам, вести в России дела без контакта с президентом невозможно. Поэтому когда звонят из администрации, у него нет выбора.
"Это очень странно, получить в наказание санкции только за встречи с президентом. Мы стараемся быть абсолютно вне политики. На встречах с Путиным я представлял группу "Альфа", а не себя лично".
Авен разочарован тем, что его лишили права защищаться. "Если суд обвинит тебя в коррупции, то тут всё ясно: это грязные деньги. Но этого я просто не понимаю. Мы готовы все доказать", – сказал он.
Авен не новичок в британских судах. Они с тремя другими российскими миллиардерами (среди них владелец футбольного клуба "Челси" Роман Абрамович) подали в суд на издательство HarperCollins из-за книги о Путине, которую написала бывшая журналистка Financial Times Кэтрин Белтон (Catherine Belton). Авен подал иск в соответствии с законом о защите данных. Издатель Белтона уладил иск с Авеном и Фридманом во внесудебном порядке.
Расследование специального прокурора Роберта Мюллера 2019 года о вмешательстве России в президентские выборы в США в 2016 году установило, что Авен, по собственным словам, встречается с Путиным ежеквартально. Олигарх также заявил, что "любые предложения или критические замечания президента подлежат безусловному исполнению", иначе его ждут последствия.
Теперь Авен говорит, что имел в виду другое – что российские бизнесмены прислушиваются к словам Путина. "Он – президент страны. Это не пожелания. Такая у нас культура".
Он считает, что нынешние санкции против видных россиян на Путина никак не повлияют. "Это понятно. Но это несправедливо, – говорит он. – Но я не жалуюсь, ведь люди гибнут".
Авен говорит, что у него нет ни яхт, ни самолетов. Он сказал, что пытался договориться с ведущим музеем Великобритании о передаче своей коллекции, но переговоры зашли в тупик. Тем не менее, он надеется повлиять на их дальнейшую судьбу.
Теперь любые пожертвования осложнили санкции. Он ушел с поста попечителя Королевской академии и члена международного совета Галереи Тейт и Клуба дарителей европейских коллекций.
Авен пожимает плечами насчет перипетий российской истории, начиная с 1917 года, когда большевики проводили национализацию. Он никак не ждал, что столетие спустя его имуществу будет угрожать именно Великобритания. "Я очень боюсь, что такое отношение забудется нескоро".
Он вспоминает, как его семью преследовали в советское время: деды погибли в годы сталинских репрессий, а бабушки провели много лет в ГУЛАГе.
Позже одна из них дала суровый совет: "Рано или поздно они придут и за тобой. Так что будь готов. Твоя сладкая жизнь рано или поздно закончится".
Авторы: Дэниел Томас (Daniel Thomas), Эндрю Джек (Andrew Jack)
Обсудить
Рекомендуем