Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Путин считает Запад аморальным, при этом он решительно отстаивает традиционные ценности своей страны, пишет Le Point. Автор статьи подчеркивает, что Россия занимается этим на протяжении многих веков. В подтверждение своих слов он приводит размышления Достоевского об отношениях с Европой.
Саид Маран (Saïd Mahrane)
Война цивилизаций
Никто не осмеливается произнести эти слова, и тем не менее, кажется, что российско-украинское противостояние выходит за рамки обычного. Путин имеет твердое намерение покончить с континентальным злом, которое, по его словам, приходит с Запада. Путин — русский, православный и славянофил, и он намерен увековечить традиционные российские ценности.
В их основе лежит древняя и основополагающая идея декадентского и аморального Запада. "Чтобы превзойти Европу, Россия не должна приближаться к ней, а, наоборот, удаляться от нее. Причем отнюдь не Россия, как принято считать, а Запад больше нуждается в этом сближении", — писал в 1820 году писатель и политик Михаил Магнитский (1818 – 1826 годах попечитель Казанского учебного округа – Прим. ИноСМИ). "Россия, избранный народ, спасет Европу от упадка", — утверждал в конце XIX века журналист Андрей Краевский (1810—1889, редактор-издатель журнала "Отечественные записки". – Прим. ИноСМИ).
"Великий сатана"
Чтобы понять нынешнюю ситуацию в целом, следует обратиться к речи Владимира Путина, произнесенную в октябре 2021 года на заседании дискуссионного клуба "Валдай".
Цитата:
"Кризис, с которым мы имеем дело — концептуальный, даже цивилизационный. По сути, это кризис подходов, принципов, определяющих само существование человека на Земле… Кто-то в западных странах уверен, что агрессивное вымарывание целых страниц собственной истории, "обратная дискриминация" большинства в интересах меньшинств или требование отказаться от привычного понимания таких базовых вещей, как мама, папа, семья или даже различие полов, – это, по их мнению, и есть вехи движения к общественному обновлению…
У нас другая точка зрения, во всяком случае, у подавляющего большинства российского общества – так будет, конечно, более точно сказать – другая точка зрения: мы полагаем, что должны опираться на свои духовные ценности, на историческую традицию, на культуру нашего многонационального народа".
В 2013 году он сформулировал более провокационно: на Западе "проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в Бога или веру в сатану". На востоке начинают называть Запад "великим сатаной". Такое отношение к нечестивому и умирающему "Западу" появилось при зарождении новой России при Петре Великом. Такую риторику можно было услышать и в западном мире, часто после военных поражений или революций.
Жозеф де Местр (франкоязычный католический философ, литератор, политик и дипломат. – Прим. ИноСМИ.) называл революцию 1789 года "сатанинской". В начале 20-го века, немецкий публицист Освальд Шпенглер предсказывал упадок Запада в своей известной книге. В июне 1940 года маршал Петен оправдывал свое поражение такими словами: "Дух наслаждения разрушил то, что построил дух жертвенности".
Что касается современных писателей, идея нравственного и цивилизационного упадка близка больше всех Мишелю Уэльбеку, книги которого переведены на русский язык. Мы не знаем, читали ли в окружении Путина автора романа "Уничтожить", но они могли увидеть в его творчестве (не делая из него пособника!) то же представление о закате Запада.
Уэльбек: "Если кто-то напишет через сто лет: „О Западе конца 20-го и начала 21-го века, о закате, который он переживал, Уэльбек предлагает бесценные свидетельства”, для меня это комплимент, который я принимаю заранее", — заявил он во время вручения премии Освальда-Шпенглера в 2018 году. Уэльбек поставил перед нами цивилизационный вопрос, но и Путин тоже: разве в последние годы, мы не уступили материальному комфорту, индивидуализму и потреблению, отодвинув в сторону моральные ценности и здравый смысл?
Католическая церковь против Православной церкви
Не заходя так далеко, чтобы предсказать наш отход от истории, многие авторы, с идеологической предвзятостью или без нее, в последние годы отмечали наш отказ от общих идеалов (родина, республика, индустрия, наука, светскость). Как следует из работ политолога Жерома Фурке, отказ от воинской повинности, падение уровня образования, дискредитация партий и профсоюзов, а также процесс дехристианизации страны лишили французов всякого структурного ориентира. С тех пор этот духовно-нравственный вакуум заполнялся политическим и религиозным радикализмом, новыми верованиями.
Как и Солженицын до него, Путин считает, что "кто теряет своего Христа, тот теряет свой народ". Согласно этой точке зрения, ни один народ, питаемый проповедями, не сможет погрузиться в западный нигилизм. Вот почему российский президент может сегодня рассчитывать на поддержку патриарха московского, не обладающего безупречными нравами. На католическом Западе с пустующими церквями бытует мнение, особенно после Второго Ватиканского собора, что католицизм очень наивен, даже пассивен перед силами, подрывающими веру. Славянофильство, зародившееся два века назад, издавна привило лютую ненависть к любой цивилизации, воодушевленной Древним Римом. Православная церковь выстояла.
The American Conservative (США): Закат ЕвропыМало того, что центр политического притяжения смещается из Европы в Азию, — похоже, уходит в прошлое и европейское единство, считает известный американский политик и публицист. На фоне помрачения на Западе ярче виден рассвет совсем в другом регионе.
03.10.202100
В России она смогла, несмотря на натиск западного "дьявола", сохранить свою идеологию с момента своего зарождения в 10-м веке. Такое мнение высказал Поль Моран в очерке "Достоевский, предвестник русской Европы" (1948), малоизвестном широкой публике. Писатель воздает должное Достоевскому, выражая свое преклонение перед православными храмами и их миропониманием.
Писатель любил ездить на Восток, в частности в Румынию, откуда родом его жена, принцесса Елена Сутцо, "чтобы лечиться от беспечности на фоне упадка нашей капиталистической цивилизации. Мы научимся придавать вещам только преходящую ценность и относительную цену, что в наше время, переполненное финансовыми и экономическими проблемами, является единственной школой аристократического содержания. Мы увидим там, как проповедуется презрение, по отношению к „надо” и „иметь”, прочным основам нашей меркантильной цивилизации".
Подведем итог словами "пророка" Достоевского, написавшего в журнале "Дневник писателя" о новом конфликте между Европой и Россией: "Но возможно ли будет это наследство? Еще будет ли какое наследство? Если Бог пошлет славянам успех, то до какого предела в успехе допустит их Европа? Позволит ли стащить с постели больного человека совсем долой?"
На что Моран ответил: "Напротив этой торжествующей Европы, держащей в своих руках две трети Земного шара, стоит человек, русский, маленький, худой, бедный и больной, который со спокойной уверенностью выносит приговор: „Европа обречена на смерть”".