Венгрия против Украины и ЕС: как выборы окончательно превратили Орбана в союзника России (Европейська правда, Украина)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Венгрии партия "Фидес" вновь одержала победу на парламентских выборах, сообщает "Европейська правда". Однако автора статьи такой расклад не устраивает. Он считает, что Орбан окончательно стал союзником Путина, и это закроет Украине путь в Евросоюз.
Сергей Герасимчук
Партия "Фидес", осознавая, насколько были высоки ставки, тщательно готовилась к парламентским выборам. Против объединенной оппозиции действует тщательно выстроенная Орбаном система: откорректированный под интересы правительства избирательный механизм, неограниченные медиаресурсы, ряд проправительственных организаций и структур, работающих на власть. Вдобавок венгерские власти прибегли еще и к использованию украинского кризиса.
В результате отношения Будапешта с Киевом упали до самого низкого уровня. И, судя по обвинениям в адрес украинских властей по поводу вмешательства в ход венгерских выборов, эти конфликты могут остаться между двумя странами надолго.

Грязные средства

За время пребывания у власти Виктор Орбан приложил немало усилий, чтобы сцементировать "властную вертикаль" и добиться того, чтобы на основании свободного выбора его результаты обеспечивали выигрыш для "Фидес" – партии власти, имеющей сейчас конституционное большинство в парламенте Венгрии.
Партия не стесняется прибегать к откровенному популизму. На время предвыборной кампании были зафиксированы цены на продукты первой необходимости (муку, масло, молоко, курятину и свинину), коммунальные платежи и тому подобное.
Власть заблаговременно постаралась перекроить избирательные округа так, чтобы в их состав, кроме крупных городов, где более благосклонны к оппозиции, входила и сельская местность, которая традиционно голосует за партию власти.
Кроме того, "Фидес", по сути, легализовал "электоральный туризм", когда венгры из-за рубежа смогут голосовать по почте или же приезжать в Венгрию и голосовать, даже не проживая в отдельных округах. При этом правительство Венгрии достаточно избирательно в своих подходах. Скажем, в Великобритании или Германии, где венгры менее благосклонны к Орбану, проголосовать сложнее – надо ехать в немногочисленные венгерские представительства. А в Румынии, где венгры могли голосовать по почте, на днях на помойке нашли частично сожженные бюллетени тех, кто проголосовал против партии власти.
Для того чтобы мобилизовать своего консервативного избирателя, в один день с парламентскими выборами будет проходить и "анти-ЛГБТ" референдум.
"Фидес" готов к обвинениям в нечестности выборов со стороны Запада – такую оценку венгерским выборам уже давали наблюдатели ОБСЕ на предыдущих выборах 2014 и 2018 годов.
Сейчас ОБСЕ сформировало беспрецедентно масштабную миссию наблюдателей – двести восемнадцать человек. Но во властных коридорах Будапешта готовы к критике, поэтому на этот раз партия власти призвала к мониторингу выборов "независимых" наблюдателей из ультраконсервативной структуры Ordo Iuris (в состав которой входят и американские правые консерваторы и ультраправые из Италии), которая, как поговаривают, полностью контролируется спецслужбами России.
Несмотря на то, что недавно журналисты из издания Direkt36 обнародовали информацию о том, что компьютерную сеть МИД Венгрии в течение десятилетия мониторили хакеры из России, это не стало главной новостью на провластных каналах. Зато ею стала якобы блокировка сайта "Фидес", и власть всячески намекает на то, что причастны к этому не российские спецслужбы, а политические оппоненты.
Также венгерские медиа непропорционально освещают предвыборную кампанию. Скажем, когда пятнадцатого марта Виктор Орбан выступил на митинге своих сторонников, государственный канал показал его выступление девять раз в течение двадцати четырех часов. Зато его оппонент получил лишь пять минут эфирного времени. Аналогичная ситуация и с рекламой на внешних носителях: "Фидес" разместил ее чуть ли не в восемь раз больше, чем оппозиционные партии, не гнушаясь к тому же откровенным унижением оппонентов.

Политическая игра

Спецоперация России на Украине, начавшаяся двадцать четвертого февраля, также сказалась на электоральной кампании в Венгрии. Виктор Орбан известен как друг Путина. Более того, часть экспертов считает, что путинская модель власти была образцом для венгерских автократов.
В условиях, когда мировое сообщество объединилось в поддержке Украины, "Фидес" необходимо было нейтрализовать негатив, поэтому и тут политтехнологи партии власти прибегли к грязному креативу.
Невмешательство Венгрии, блокирование эмбарго на российские энергоносители, запрет транзита товаров военного назначения на Украину в Будапеште сопровождали нарративом о "венгерских национальных интересах", заключающихся в том, чтобы не дать вырасти ценам на коммуналку. Венгрия, правда, приняла значительную часть украинских беженцев, но и здесь не обошлось без грязи.
Согласно заявлению Венгерского Хельсинкского комитета, власть Венгрии врет о том, что в стране находятся пятьсот сорок тысяч беженцев из Украины, пренебрегая тем фактом, что для многих украинцев Венгрия была лишь транзитной страной. Эта ложь нужна, чтобы получить дополнительную поддержку из фондов ЕС. И это при том, что количество людей, официально обратившихся в Венгрии за временным убежищем, по состоянию на двадцать седьмое марта составляет семь тысяч семьсот сорок девять человек, а еще около восьмидесяти тысяч подали документы на временный вид на жительство на срок до тридцати дней.
Естественно, что позиция Венгрии вызывает отвращение, как у ее соседей (к примеру, Польша и Чехия отказались от встречи министров обороны стран Вышеградской четверки в Будапеште), так и на Украине. В онлайн-обращении к Виктору Орбану во время встречи руководителей государств ЕС Владимир Зеленский прямо спросил венгерского премьера, видел ли он, что происходит в Мариуполе. Однако апелляция к морали не стала предохранителем от дальнейшей эксплуатации украинской темы в кампании венгерской партии власти.
Там уже прямым текстом заявляют, что Украина пытается вмешаться в избирательный процесс. ВИП-агитатор "Фидес", министр иностранных дел Петер Сийярто в своих заявлениях, в частности, обвиняет объединенную оппозицию (которую почему-то упорно называет "левыми", несмотря на наличие в ее составе не только социалистов, но и "зеленых", либералов и до недавнего времени ультраправой партии "Йоббик") в том, что она якобы ведет "постоянные переговоры с украинским правительством и пообещала, что в случае прихода к власти немедленно примет решение о поставках оружия на Украину и проголосует за санкции на поставки нефти и газа в Европу, в частности в Венгрию". При этом главный венгерский дипломат заявил, что "Венгрия будет вне этого конфликта": "Мы не позволим, чтобы венгры платили цену за этот конфликт, мы не будем поставлять оружие, и мы не будем голосовать за санкции в отношении поставок нефти и газа".
То, что в состоянии конфликта с соседом находится Украина, где проживает более ста пятидесяти тысяч венгров (многие из которых имеют право голоса на венгерских выборах), Сийярто и Орбана, похоже, мало волнует – необходимое количество голосов на выборах они "нарисовали" в любых условиях.

Венгрия после выборов

Как будет развиваться политика Венгрии после выборов? Часть экспертов считает, что после выборов риторика "Фидес" смягчится и Будапешт будет более склонен к конструктиву. Однако более вероятный сценарий – не такой привлекательный, и не только для Украины, но и для ЕС.
Несмотря на попытки Орбана копировать Путина, сейчас у него больше получается идти по пути Лукашенко.
Обсудить
Рекомендуем