Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Наличие лучшей армии не имеет особого значения, если невозможно заставить ее передвигаться, пишет Politico. Европа должна подготовить автомобильные, железные дороги, порты и аэропорты к быстрому перемещению войск. Чем дальше на восток, тем больше инфраструктура не выдерживает тяжелого веса американских, немецких, британских и голландских танков.
Наличие лучшей армии не имеет особого значения, если невозможно заставить ее передвигаться.
Специальная военная операция России на Украине заострила внимание на подготовке автомобильных, железных дорог, портов и аэропортов ЕС к быстрому перемещению войск и танков. Устранение узких участков и укрепление путей и мостов, используемых как военными, так и гражданскими лицами, имеет решающее значение для реализации программы обороны континента. Но, несмотря на эти опасения, ЕС не планирует никакого немедленного увеличения расходов на решение этой проблемы.
"Чем дальше на восток, тем в большей степени инфраструктура не выдерживает тяжелого веса американских, немецких, британских и голландских танков, это мосты, — говорит бывший командующий армией США в Европе генерал-лейтенант в отставке Бен Ходжес (Ben Hodges), сегодня являющийся членом Центра анализа европейской политики (CEPA). — Мы должны показать, что можем передвигаться так же быстро или быстрее, чем Российская Федерация в Сувалкском коридоре [между Польшей и Литвой] или в Румынии".
Фонд Connecting Europe (CEF), созданный в Евросоюзе механизм финансирования инфраструктурных проектов, был согласован в прошлом году и выделяет на инфраструктуру, обеспечивающую мобильность войск и техники, 1,7 миллиарда евро, что меньше по сравнению с первоначально предлагавшейся суммой в 6,5 миллиарда евро (но больше, чем совсем ничего, за что выступали некоторые). Сокращение бюджета казалось целесообразным еще тогда, когда лидеры ЕС считали военный конфликт отдаленной перспективой.
В четверг дипломаты ЕС договорились с Европейской комиссией о том, что из военного бюджета CEF на 22 (в основном небольших проекта) в рамках этой программы преимущество в Центральной Европе будет расходовано почти 340 миллионов евро.
Эти проекты предусматривают укрепление железнодорожных линий из Антверпена в Германию, чтобы на восток могли двигаться более длинные железнодорожные составы, модернизацию двух аэропортов в Польше и расширение системы транспортного сообщения с военной базой Тапа в Эстонии.
По словам одного чиновника, участвовавшего в переговорах, страны также договорились перенести следующий этап финансирования проекта с сентября на май, хотя размер общего бюджета это не изменит.
Критики выражают недовольство тем, что масштабы финансирования значительно меньше тех, которые необходимы для подготовки Европы к угрозе, а некоторые члены Европейского парламента настаивают на гораздо более быстром увеличении расходов.
"Это смешные деньги", — говорит румынский евродепутат Мариан-Жан Маринеску (Marian-Jean Marinescu). Депутат от Европейской народной партии был одним из лидеров парламента в переговорах по финансированию из фонда CEF. По его словам, согласованная окончательная сумма — это практически "ничто" по сравнению со стратегическими потребностями ЕС.
Несмотря на прежний скептицизм, по словам высокопоставленного чиновника Комиссии, работающего над решением этого вопроса, из-за спецоперации России в отношении необходимости расходов на обеспечение мобильности военнослужащих произошел "поворот на 180 градусов".
"В Европе сложилось мнение, что нам не нужно было тратить средства на оборону, — говорит Георг Рикелес (Georg Riekeles), который занимается вопросами безопасности в брюссельском аналитическом Центре европейской политики. — После 24 февраля [когда Россия начала спецоперацию на Украине] эта картина полностью изменилась".
Проблемы с инфраструктурой были очевидны в течение многих лет по мере расширения НАТО на восток, но расходов на улучшение автомобильных и железных дорог не последовало.
В 2017 году Ходжес возглавил высадку американских войск в Бремерхафене на северо-западе Германии. Хотя портовая инфраструктура была на должном уровне, пути выхода из него в плохом состоянии. "Существует критический момент в том, как быстро вы можете выехать на дорогу, — говорит он. — Независимо от того, насколько велик порт, если вы не готовы к быстрому передвижению, тогда все застопоривается".
Приспособить к борьбе
Это проблема, поскольку альянс стремится укрепить свои силы на востоке, чтобы сдержать Россию.
"Попасть в Румынию через Карпаты очень сложно с танком в кузове транспортного грузовика", — сказал Ходжес.
Хотя НАТО координирует военные действия, оно не финансирует строительство и обслуживание мостов, железных и автомобильных дорог. Именно здесь ЕС должен активизировать сотрудничество с фондом CEF.
"[Военные] используют ту же инфраструктуру, что и гражданские лица, и поэтому они сталкиваются с теми же проблемами, — сказал представитель Комиссии. — Они сталкиваются с проблемами в портах, при переходе с судов на железнодорожные перевозки, они сталкиваются с теми же узкими местами в центрах городов или с той же проблемой уменьшенной длины железнодорожных составов, у них те же проблемы, что и у некоторых аэропортов, не связанных с железной дорогой".
Средства фонда CEF, предназначенные на обеспечение мобильности войск и техники, направлены на соединение аэропортов с железными дорогами, укрепление мостов и расчистку пространства в портах для быстрой высадки и выгрузки. Критически важными для обороны называют и другие, более крупные, проекты, такие как "Рейл Балтика" (Rail Baltica), строительство железнодорожных линий с европейской стандартной колеей стоимостью 5,8 миллиарда евро, которые будут проходить через Эстонию, Латвию и Литву в Польшу.
В рамках проекта на этапе одобрения финансирования в четверг решено, что до5 миллионов евро пойдут на повышение военного потенциала на латвийском участке железнодорожной инфраструктуры "Рейл Балтика".
Самая большая одобренная сумма составила 60 миллионов евро, она предназначена для финансирования инфраструктурного проекта "Via Baltica, автомагистрали, проходящей через страны Балтии. Вряд ли это является крупной инвестицией, учитывая, что новые проекты обычно стоят миллиарды.
Маринеску хочет, чтобы ЕС начинал действовать уже сейчас, а не ждал следующего семилетнего бюджета CEF на создание инфраструктуры в 2028 году: "У нас должно быть что-то сейчас", — сказал он.
В ходе дебатов, состоявшихся в комитете Европарламента по транспорту на прошлой неделе, он предложил воспользоваться Комплексным планом восстановления европейской экономики и устойчивого развития восстановления и жизнестойкости, поскольку около 232 миллиардов евро из займов фонда, рассчитанного на восстановление после пандемии, еще не выделены.
"Часть этих денег... может быть использована для наших нужд в развитии инфраструктуры двойного назначения", — сказал Маринеску.
На этой неделе более 60 депутатов Европарламента, представляющих группы всего политического спектра, направили лидерам ЕС и президенту Франции Эммануэлю Макрону письмо (текст которого оказался в распоряжении издания "Политико"), чтобы “привлечь ... внимание к безотлагательной необходимости активизации программы обеспечения военной мобильности".
Это означает направление Евросоюзом дополнительных денежных средств на финансирование "стратегически актуальных проектов, в частности в восточной части ЕС", а также на упрощение процедур оценки проектов и оценки воздействия на окружающую среду, пишут они.