Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Корреспондент издания Time посетил Украину в 2019 году и там пообщался с местными неонацистами. Его поразило, как много украинцев на организованных "Азовом" массовых мероприятиях воспринимают его участников не как боевиков и экстремистов, а как "героев".
Летом 2019 года корреспондент издания Time Саймон Шустер (Simon Shuster) отправился на Украину, чтобы собрать информацию об отрядах белых супрематистов, которые принимают в свои ряды все больше людей.
Казалось, это довольно странный способ провести субботу – наблюдая за ходом жестоких спортивных поединков на фестивале для ультраправых экстремистов. Шло лето 2019 года, и я отправился на Украину, чтобы узнать больше подробностей об этих группировках. Судя по реакции зрителей, можно было с уверенностью сказать следующее: их нисколько не волновало то, что фестиваль был организован движением "Азов"* – ультраправой группировкой, которая успела прославиться во всем мире своей жестокостью.
Экстренное сообщение: в результате терактов в двух мечетях в Новой Зеландии погибло минимум 49 человек. "Перед нападением стрелок опубликовал манифест на 74 страницах, изобилующий риторикой, характерной для сторонников превосходства белой расы. По словам агентов ФБР, он выражал желание отправиться на Украину, чтобы сражаться в рядах одного ультраправого военизированного формирования. Минимум один член американской расистской группировки тоже прошел подготовку на Украине в рядах батальона „Азов”".
Сенатор Гари Питерс (Gary Peters): "По данным ФБР, в 2019 году внутренние террористы унесли жизни 39 человек, сделав этот год самым тяжелым с точки зрения разгула внутреннего терроризма с 1995 года, когда был совершен теракт в Оклахома-Сити".
Угроза белого супрематизма заметно видоизменилась с момента теракта в Оклахома-Сити, когда так называемый "внутренний террорист" применил заминированный автомобиль, в результате чего погибло 168 человек. Теперь полиция не склонна рассматривать таких террористов как одиночек, действующих самостоятельно. Органам охраны правопорядка стало ясно, что такие террористы зачастую бывают связаны с глобальной сетью – сетью, имеющей общие цели и идеологию.
Директор ФБР Кристофер Рэй (Christopher Wray): "Мы тщательно изучаем деятельность белых супрематистов и неонацистов [в Соединенных Штатах], которые посредством соцсетей связываются со своими единомышленниками за рубежом, а иногда даже уезжают за границу для прохождения подготовки".
Последние несколько лет эксперты в области насильственного экстремизма испытывают все больше беспокойства в связи с деятельностью движения "Азов".
Эта группировка возникла во время революции, которая прокатилась по всей Украине в 2014 году, и она заметно окрепла на фоне продолжающейся противостояния с пророссийскими силами на востоке страны. Боевые действия в этом регионе создали идеальные условия для расцвета таких военизированных формирований, как "Азов"*.
Что поразило меня на их массовых мероприятиях, так это то, как много украинцев видят в "Азове" не боевиков и экстремистов, а скорее героев. В Киеве во время празднования Дня независимости я стал свидетелем парада, в котором приняли участие ветераны батальона "Азов" и некоторых других добровольческих формирований. Они шествовали мимо ликующей толпы зрителей, которые благодарили их за то, что те защитили Украину от России.
The Grayzone (США): была ли бомбёжка театра в Мариуполе постановкой экстремистов из "Азова" с целью спровоцировать вмешательство НАТО?Автор The Grayzone попытался разобраться, насколько правдивы украинские заявления о "российской" атаке на театр в Мариуполе. В версии украинской стороны есть нестыковки. Более того, ещё до происшествия местные жители предупреждали о том, что батальон "Азов" готовит провокацию. Так Украина пытается добиться вмешательства НАТО, считает журналист.
22.03.202200
Но даже во время того парада были заметны проявления ультраправой идеологии, которая широко распространена внутри "Азова". Символы на их флагах вызывают наибольшие нарекания. Представители "Азова" утверждают, что на их флагах изображены буквы "I" и "N", которые означают "идея нации", однако эксперты в области экстремизма видят в этом флаге эмблему нацизма.
Вячеслав Лихачев, эксперт по экстремистским группировкам Украины: "Официальный символ „Азова”* – это одна из вариаций Вольфсангель. Этот знак был символом одной из дивизий СС во время Второй мировой войны. Он является достаточно распространенным символом неонацистских групп по всему миру".
И дело не только в их символике. На момент основания "Азова" в 2014 году многие командиры и рекруты пришли туда из рядов различных ультраправых группировок, включая группировки закоренелых неонацистов.
Глава международного отдела движения "Азов" Елена Семеняка: "Фактически мы принимали в свои ряды всех, кто мог держать оружие, когда украинское государство было парализовано и когда защита украинского государства оказалась полностью в руках украинских добровольцев. Среди тех людей было множество военных авантюристов, которые считали, что они отправляются в своего рода идеологический поход ради спасения, скажем, будущего Запада и так далее. И будущего белой расы, да".
Военизированное крыло движения "Азов" в настоящее время является мощным воинским соединением, имеющим собственные базы и тренировочные площадки. После парада ветеранов в Киеве я взял интервью у Андрея Билецкого, который в 2014 году основал движение "Азов".
Лидер движения "Азов" Андрей Билецкий: "Это воинское братство. Это люди, которые не просто служили вместе, а вместе проливали кровь, переживали гибель товарищей, сладость побед. Для охраны общественного порядка на улицах мы создаем отряды самообороны, которые помогают поддерживать порядок на улицах".
Лидеры "Азова" даже попытались проникнуть в политику. Они не сумели получить места в украинском парламенте на выборах в 2019 году, однако их планы на Украине весьма амбициозны.
"Сегодня мы отдыхаем. Но, хотя мы и отдыхаем, мы продвигаем наши новые украинские ценности. Быть сильными и смелыми. Быть едиными и чувствовать братство своей нации".
Что тревожит чиновников в странах Запада, так это стратегия вербовки, действующая в "Азове". Представители движения изо всех сил стараются наладить дружбу с ультраправыми группировками по всему миру, особенно в Соединенных Штатах и Европе.
Во время моей поездки на Украину в 2019 году я провел целый день на одном из самых масштабных мероприятий по вербовке новобранцев в истории "Азова". Тысячи людей собрались, чтобы посмотреть соревнования по рукопашному бою и подвергнуться воздействию оголтелой пропаганды. Повсюду были видны татуировки и постеры с неонацистскими символами. И создавалось впечатление, что ультраправая идеология "Азова"* действительно находила отклик в сердцах многих зрителей.
"Толерантное отношение к людям из числа ЛГБТ – это ненормально. Это промывание мозгов. Любить своих детей, уважать родителей, гордиться своей страной – вот что нормально".
Подобные мероприятия также привлекают рекрутов из-за границы. Одного из таких рекрутов, с которым мне удалось познакомиться, звали Робин. Он совсем недавно приехал на Украину из Швеции, где, по его словам, полиция разыскивает его за совершение преступлений на почве ненависти.
Рекрут из Швеции Робин Карелл (Robin Carell): "Очень сложно объяснить, что именно здесь происходит, человеку, который это видит. Это не укладывается в голове. Это как будто что-то такое, о чем вы когда-то читали, – великая Германия до начала 1920-х годов. Это возрождение внутриевропейской души. И это происходит здесь, на Украине".
После фестиваля мы снова вернулись на базу "Азова"* в северной части Киева, где командиры батальона позволили Робину остаться в качестве потенциального новобранца.
Робин Карелл: "Мы – арийцы. И мы поднимемся вновь. Таков ход жизни. После войны в Германии мы вернулись на скамьи, на школьные скамьи, но теперь мы поднимемся снова".
Ветеран ВС США Дэвид Плэстер (David Plaster): "Можно ли назвать их организацией неонацистов? Нет. Есть ли в их организации неонацисты? Я бы сказал, посмотрите на армию Соединенных Штатов, и там вы тоже найдете неонацистов".
Дэвид Плэстер – ветеран вооруженных сил Соединенных Штатов, который приехал на Украину в качестве добровольца, чтобы помочь украинской национальной гвардии. Он встречался с множеством рекрутов, которые приехали на Украину, чтобы вступить в ряды "Азова".
Саймон Шустер: "Если хотя бы один из этих парней отправится к себе на родину и совершит там теракт, это уничтожит репутацию Украины в глазах всего мира, верно? Я имею в виду, что Украина действительно сталкивается с этим риском. Считаете ли вы, что она относится к этому риску серьезно?"
Дэвид Плэстер: "Сейчас? Да".
Спустя несколько недель швед по имени Робин, с которым я познакомился на фестивале, написал мне, что он отправляется на линию фронта, чтобы участвовать в боевых действиях.
Учитывая, что все больше иностранцев приезжают на Украину в качестве добровольцев, неудивительно, что американские чиновники видят в "Азове" угрозу. Эксперты отмечают рост активности террористов из числа белых супрематистов – в СМИ все чаще мелькают сообщения о новых инцидентах. 22 человека были застрелены в торговом центре Walmart в Эль-Пасо, штат Техас. Два человека были убиты рядом с синагогой в немецком городе Галле. Еще девять человек погибли в кальянных под Франкфуртом. И целая серия арестов, позволивших раскрыть несколько террористических заговоров в Соединенных Штатах и Европе. По некоторым подсчетам, с 2014 по 2019 год число подобных атак в западных странах выросло на 320%.
"Я знаю, я верю, я убежден, что мы готовы к борьбе. Что мы готовы быть смелыми и сильными. Что мы готовы добиться своего. Потому что за нами – Украина, а перед нами – наша последняя, великая победа. Слава Украине! Героям слава! Слава нации! Смерть врагам!"