Грядет инфляция "зеленой" энергетики

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Если не отменить экологические предписания ЕС и США, то спрос на металлы и другие сырьевые товары продолжит стремительно расти в течение десяти лет, пишет WSJ. А ошеломляющий уровень потребления основных ископаемых в "зеленой" экономике лишь подстегнет инфляцию.
Если вы считаете, что инфляция приняла угрожающий оборот, подождите, пока не разогреются остальные сырьевые рынки. Основные материалы, которые повсеместно используются в производстве, – медь, алюминий, никель и сталь – уже подорожали, но все же не так стремительно, как топливо, энергоносители и продукты. Но они запросто их догонят, если европейские и американские политики добьются своего. Так что готовьтесь к худшему.
Лидеры по обе стороны Атлантики сулят, что "зеленая" энергетика – солнечные панели, ветряки и электромобили – избавит Запад от чрезмерной зависимости от непредсказуемых нефти с газом и еще пуще изолирует Россию. Но лекарство окажется намного хуже самой болезни, потому что ошеломляющий уровень потребления основных ископаемых в "зеленой" экономике лишь подстегнет инфляцию.
Экономику подрывают не только завышенные цены на нефть и газ, но и стоимость основных ископаемых, необходимых для производства товаров – от бытовой техники и компьютеров до автомобилей и строительства домов. И хотя почти всю недавнюю историю сырье составляло лишь малую долю конечной стоимости продукции, ситуация в корне меняется, когда цены растут.
Производство и хранение энергии от ветряков и солнечных батарей требует огромных поставок меди, никеля, алюминия, графита, лития и других ископаемых. В электромобиле на 180 килограммов больше алюминия и на 70 килограммов больше меди, чем в обычном. Это не может не сказаться на увеличении производственных затрат. То же самое касается целого набора полезных ископаемых для строительства десятков тысяч ветряных турбин и миллионов солнечных модулей, без которых "зеленые" планы не сработают. Увы, как отмечает Международное энергетическое агентство и другие организации, предложение ключевых полезных ископаемых растет недостаточно быстро. Даже близко. А это залог инфляции.
24 марта МЭА созвало в Париже саммит, чтобы выработать стратегию, чем заменить выпавшие российские энергопоставки, а также подтвердить цели "декарбонизации". Высшим приоритетом участники назвали "ускорение" перехода на "зеленую" энергию на смену углеводородам. Усиленный упор на "зеленую" энергетику поддержали президент Байден и президент Европейского союза.
Со стороны все логично. Огромный прирост солнечной и ветровой энергии в сочетании с переходом на электромобили поможет вытеснить ископаемое топливо и собьет цены на газ и нефть. А заодно оградит рынки от инфляции из-за выпавших российских поставок и санкций против Москвы. Об этом заявила министр энергетики Дженнифер Грэнхольм (Jennifer Granholm), открывая парижский саммит.
Но неважно, выполнима эта стратегия или нет, она в любом случае ведет к инфляции. Причем продлится она гораздо дольше продовольственной или топливной. Экономисты Международного валютного фонда в прошлом году изучили данные о сырьевых товарах, начиная с 1879 года. Они рассчитали инфляционный эффект от попыток удовлетворить спрос на полезные ископаемые, необходимые для "зеленого перехода". И заключили, что цены на металлы выйдут на исторический пик "в течение беспрецедентно продолжительного периода примерно в десятилетие". МВФ также признал, что "модели комплексной оценки" энергетического перехода не учитывают возможного роста расходов.
Эскалация цен на полезные ископаемые станет мощной помехой Федеральной резервной системе и ее попыткам сдержать инфляцию. Доказательства правоты МВФ уже налицо.
За последние два года цены на литий, который широко используется в автомобильных аккумуляторах и сетевых батареях, выросли почти на 1 000%. Цены на повсеместно используемые медь и никель за тот же период выросли на 200% и 300% соответственно. Алюминий, второй по использованию металл на планете после железной руды, подорожал на 200% и торгуется на 30-летнем максимуме.
Исторически на металлы приходилась лишь незначительная часть стоимости большинства продуктов, но на фоне заоблачных цен картина резко меняется. Согласно докладу Геологической службы США за 2020 год, удвоение цен на алюминий увеличит производственные затраты и сведет на нет почти всю прибыль американских производителей тяжелых транспортных средств. Неизбежно подорожают легковые и грузовые автомобили.
Сырьевая инфляция уже положила конец долгосрочному снижению стоимости батарей, солнечных модулей и ветряных турбин. Это связано с тем, что на полезные ископаемые приходится более половины стоимости батарей и солнечных модулей и порядка 20% стоимости ветряков. Еще задолго до последней эскалации специалисты, занимающиеся прогнозами, предсказывали, что аккумуляторы в 2022 году подорожают на 5%, ветряки – на 10%, а солнечные модули – на 25%. Крупнейшие китайские и американские производители электромобилей – BYD и Tesla – недавно объявили о повышении цен.
Масштабы инфляционного давления очевидны. Даже несмотря на быстрый рост, ветер и солнце обеспечивают лишь 3% мировой энергии. А электрических автомобилей на дорогах менее 1%. В конце 2021 года [банковская группа] ING заключила, что одно лишь удвоение целей по производству электромобилей "съест" почти половину текущего производства алюминия и меди и порядка 80% – никеля.
Судя по опросам, потребители считают, что инфляцию снизит рост добычи нефти и газа. Мы уже видели, как оба берега Атлантики преклонили колени перед этой реальностью: европейцы запросили топлива из Алжира и Катара, а администрация Байдена высвобождает нефть из Стратегического нефтяного резерва. Но в Европе или США не говорят ни о росте мощностей по добыче, ни о создании стратегических запасов полезных ископаемых.
С добычей никаких сюрпризов нет. Высокие цены стимулируют рост производства. Но реальные возможности ее расширения запаздывают, и это объясняет прогноз МВФ, что инфляция полезных ископаемых продлится "примерно десять лет", пока предложение не наверстает упущенное.
Большинство аналитиков задаются вопросами, откуда возьмутся новые гигатонны полезных ископаемых и каких геополитических последствий ждать от смены цепочек поставок? Таким образом Европа сменит свою зависимость от России на Китай, а Америка перейдет от отечественной промышленности к тому же Китаю. Но первыми от быстрой и яростной инфляции от погони за полезными ископаемыми пострадают политики.
При этом у них уже есть знакомый инструмент, чтобы одолеть сырьевую инфляцию: воспользуйтесь знаменитой логикой президента Обамы – "У меня есть ручка и телефон" – и отмените экологические предписания, которые искусственно раздувают спрос. Как сказала Гранхольм на саммите МЭА, "решения, которые мы сегодня примем, определят энергетический ландшафт завтрашнего дня".
Автор: Марк Миллз (Mark P. Mills), старший научный сотрудник Манхэттенского института, партнер венчурного фонда энергетических технологий Montrose Lane
Обсудить
Рекомендуем