Григор Сарийски: Россия замыкает цикл – от фермы к столу

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
С введением новых санкций против России начнется процесс глобального передела рынков, пишет "Факти". Большая часть российского экспорта будет перенаправлена в нейтральные страны. Европе предстоит быстро найти замену заблокированным поставкам, а это удорожит импорт. Россия готовила свою экономику к санкциям, а ЕС так и не научился находить сбалансированные решения.
Милена Богданова
С введением новых пакетов санкций начнется процесс глобального передела рынков, большая часть российского экспорта будет перенаправлена в нейтральные страны Азии, Африки и Латинской Америки, где РФ придется пойти на некоторые уступки. Об этом заявил в интервью "Факти" экономист Григор Сарийски. "Болгария не приложила достаточных усилий ни для диверсификации поставок, ни для обеспечения своего энергетического баланса за счет местного производства электроэнергии, ни для преобразования своей экономики, чтобы ограничить энергоемкость", – заявил он. Чего ожидать?
Факти: Санкции против России из-за ситуации вокруг Украины действуют в основном по трем направлениям: авиация, банковское дело и IT-сфера. Крупные компании закрыли вообще все в России. С учетом всего этого чего можно ожидать и как это отразится на мировой экономике?
Григор Сарийски: Непосредственный эффект от введенных санкций – разрыв части цепочек поставок. С одной стороны, из-за скачка цен на топливо резко выросли транспортные расходы, а с другой – сроки доставок стали увеличиваться. Начало этой неблагоприятной тенденции было положено первой волной пандемии: так, например, в 2019 году путь одного груза из Китая в Америку и Европу составлял 50 и 60 дней соответственно, а в начале 2022 года время пути увеличилось почти вдвое и продолжает расти с начала конфликта (на момент 17 апреля – 111 и 118 дней соответственно).
Однако реальное влияние на мировую торговлю будет проявляться с началом процесса перенаправления торговых потоков. Современная экономика слишком глобализирована и в ряде случаев сильно зависит от ограниченного числа поставщиков трудно заменяемого сырья. На Россию приходится почти 40% потребления газа в Европе и более 35% палладия в США (редкий металл, один из ключевых сырьевых материалов для производства полупроводников). Список длинный и дает некоторое представление о негативных последствиях, которые вскоре увидят все участники мировой торговли, поскольку заменить поставщика 35-40% ресурсов не так-то просто.
Можно ожидать, что с введением новых санкций начнется процесс глобального передела рынков, поскольку большая часть российского экспорта будет перенаправлена в нейтральные страны – в основном в Азию, Африку и Латинскую Америку. России придется пойти на некоторые уступки (стандартная практика продажи товаров, попадающих под эмбарго). Экономики "золотого миллиарда", основные участники санкций против России, в свою очередь должны будут быстро найти замену заблокированным поставкам. Это подразумевает дополнительное подорожание импорта из-за удлинения маршрута и увеличения транспортных расходов, а также из-за ограниченного свободного количества.Примером может послужить позиция Катара: его министр энергетики недавно заявил, что страна сможет обеспечить лишь 15% потребностей европейцев. По этой же причине до недавнего времени коллективный Запад воздерживался от резких движений и оставлял доступ к системе SWIFT для банков, обслуживающих платежи, связанные с торговлей топливом, вне сферы действия санкций. Однако если в ближайшие месяцы конфликт будет продолжаться и запрещающие ввоз энергоносителей из России пакеты санкций (четвертый и пятый) вступят в силу, большая часть европейской промышленности просто остановится. Это приведет к дефициту некоторых групп товаров и тем самым к ускорению инфляцию, причем Болгария будет одной из наиболее пострадавших стран – мы не только самая энергоемкая экономика в ЕС, но и больше всех зависим от импорта российского топлива.
Европейские санкции против ЕвропыЕвросоюз пытается повлиять на политический курс России с помощью санкций, но результат может оказаться прямо противоположным, пишет "Печат". Ограничения могут привести к политическим потрясениям в самой Европе. Российский народ готов к жертвам и лишениям ради защиты государства и национальных интересов. А вот насколько к этому готовы граждане ЕС, большой вопрос.
Запасного варианта у нас нет – терминал СПГ в греческом Александруполисе мы так и не построили.
– Именно так. Ложное чувство безопасности, которое вселяют регулярные поставки, может сыграть злую шутку. Болгария не приложила достаточных усилий ни для диверсификации поставок, ни для обеспечения своего энергетического баланса за счет местного производства электроэнергии, ни для преобразования своей экономики, чтобы ограничить ее энергоемкость. В 2020 году местные предприятия потратили 405 кг нефтяного эквивалента для производства продукта стоимостью 1тысяча евро. Для сравнения: Румынии требуется в два раза меньше энергии (189 кг), что близко к среднему показателю по ЕС (116 кг). Иными словами, Болгария — самая энергожадная страна в ЕС и одна из трех самых зависимых от поставок из России стран, и то, что для решения этих проблем ничего не делается, — ошибка, которая дорого нам обойдется. Предоставление некоторого пространства для маневра должно быть приоритетом для любого руководства, но администрация не хочет обременять себя дополнительной работой. Пока обстоятельства не прижмут. Сравните основные показатели европейских экономик с показателями РФ.
Санкции с 2014 года вынуждают Кремль проводить целенаправленную политику по выводу российской экономики на самоокупаемость. По ее изоляции от внешнего мира. В целях минимизации зависимости от импорта в России принята жесткая политика местного производства растительного сырья, и этим она не ограничивается. В стране существует множество программ, направленных на увеличение доли местного участия на каждом этапе создания добавленной стоимости. Конечная цель — достичь уровня, при котором ни один компонент и ни один этап не будут зависеть от внешних поставок. Результат прослеживается по соотношению между объемом импорта и ВВП, которое сейчас уменьшилось с 25% в 2002 г. до 21% (за период 2014-2020 гг. это соотношение было относительно постоянным, поскольку реформа затрагивает теперь не столько валовой объем, сколько его качество и товарную структуру). С 2014 года было 6 волн ужесточения мер, и если сравнить с тем же показателем по ЕС (43% на конец 2020 года), можно легко понять, насколько Россия менее уязвима к санкциям и насколько такая политика была бы лучше для нашего будущего – будущего, в котором мы будем вынуждены лишить себя большей части удобств, которые глобальный рынок до сих пор предоставлял нам.
Не менее важно также отметить, что из-за событий на энергетических рынках последних нескольких месяцев некоторые европейские хранилища опустели.
– В начале апреля подземные хранилища газа ЕС были заполнены всего на 25%, что примерно на 1/3 меньше, чем в среднем для этого времени года за последние 5 лет. Это естественный результат непродуманной политики Союза, который, ограничив долгосрочные контракты на поставку газа, оставил местных потребителей на открытом рынке на произвол судьбы. Это привело к печально известному периоду почти годичной давности, когда начало восходящего ценового тренда на рынке сырья заставило Европу занять выжидательную позицию – она ждала лучших условий, чтобы купить большие объемы по нормальным ценам. Лучшие условия так и не настали, сейчас в Европе полупустые хранилища, которые надо будет заполнить в короткие сроки и по гораздо более высокой цене.
ЕС предложил странам-членам вести переговоры о поставках газа с Россией самостоятельно. Как бы вы это прокомментировали?
– Первым поворотом в политике энергоснабжения стал отказ от долгосрочных контрактов. После длительного затишья на рынке страны ЕС, похоже, восприняли низкие цены на сырье как должное и решили, что выгоднее покупать на открытом рынке, чем поддерживать стабильные и долгосрочные отношения с поставщиками. Рынок, конечно же, напомнил о себе, и теперь Европа платит намного больше, чем те, кто предпочел сохранить свои контракты, как, например, Сербия. В марте на саммите в Брюсселе европейские лидеры попросили ЕК разработать способ ввести модель общего договора, известную нам со времен СЭВ. Таким образом Союз надеется завоевать лучшие переговорные позиции, игнорируя тот факт, что это нанесет ущерб странам, у которых по разным причинам есть возможность заключать более выгодные контракты на поставку. Думаю, многие члены Союза сочтут эту меру несправедливой, что станет еще одной каплей в чаше европейских разногласий. Это не первое и не последнее разногласие, с годами накопление проблем может угрожать целостности ЕС, по крайней мере, в его нынешнем виде. Неспособность Союза находить сбалансированные решения, похоже, обнажила его главную слабость: он может существовать только в условиях, когда может делиться благами. В ЕС нет функционирующих механизмов распределения убытков. Во всяком случае, таких, какими можно было бы пользоваться без усиления поляризации в случае кризиса. Мы вступили в новый период, и очень вероятно, что к его концу перед нами будет совсем другой ЕС.
Обсудить
Рекомендуем