Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украинский эксперт на страницах "Экономической правды" мучается вопросом: почему в антироссийских санкциях существуют очевидные "дырки"? Почему Корея продает Москве электронику, Япония закупает нефть и газ, а США – удобрения?
Роман Химич
Несмотря на то, что Запад декларирует жесткие санкции для технологического сектора России, многие международные компании возобновляют работу. Вопреки распространенному мнению, ключевую роль играет не отказ от углеводородов, а изоляция России от высокотехнологичных товаров и услуг западного производства. Даже если ЕС полностью откажется от импорта российских нефти и газа, их и дальше будет покупать коллективный Восток в лице Китая, Индии и ряда других стран.
А вот продукцию Microsoft, Amazon, SAP, Oracle и сотен других IT и телекомуникационых компаний США и ЕС заменить России просто нечем. Недавно я сам вместе с другими комментаторами приветствовал новости о выходе из России западных IT и телекоммуникационных компаний. К сожалению, буквально через несколько недель приходится говорить о том, что все, как говорится, не так однозначно.
Получится ли у России импортозамещение?
Сначала США заявляли о своем намерении "изолировать" Россию от глобального рынка передовых технологий. Заявление Белого дома, обнародованное в первый же день российской спецоперации, обещало, что "беспрецедентные меры экспортного контроля перекроют более половины российского импорта высоких технологий, ограничивая доступ России к жизненно важным технологическим ресурсам, атрофируя ее промышленную базу и подрывая стратегические амбиции России относительно влияния на мировой арене".
Было заявлено, что санкции охватят продукты, которые изготавливаются в зарубежных странах с использованием программного обеспечения, технологий или оборудования американского происхождения, включая полупроводники, телекоммуникационное оборудование, системы шифрования, лазеры, датчики, средства навигации и авионику.
В заявлении отдельно делался акцент на многостороннем характере этих санкций, их солидарном характере. "Соединенные Штаты приветствуют обязательства Австралии, Канады, Европейского союза, Японии и Великобритании о том, что они также предпримут такие же решительные действия для привлечения России к ответственности, что продемонстрирует силу нашего партнерства и усилит влияние на Россию в большей степени, чем любые действия, которые мы могли бы сделать в одиночку", – вот так это выглядело 24 февраля 2022 года.
Седьмого апреля стало известно о решении Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США, что из списка санкций выводятся профессиональные услуги, ПО, оборудование и технологии, "которые необходимы для коммуникаций с помощью интернета, включая мгновенные сообщения, видеоконференции, чаты и электронную почту, соцсети, обмен фотографиями, фильмами, документами, веб-браузинг, блогинг, хостинг, услуги регистрации доменных имен".
Похоже, что этот перечень охватывает едва ли не все цифровые продукты и услуги как потребительские, так и для бизнес-рынка. Еще раньше, в конце февраля из России начали поступать сигналы, что американские технологические компании потихоньку возобновляют свою работу. Пока речь идет о восстановлении доступа к сервисному обслуживанию, возобновлении действия лицензий, передаче клиентов партнерским компаниям и организации каналов поставок через соседние страны. В любом случае все выглядит совсем не так решительно, как это было в начале.
Чтобы обсуждать нынешнюю ситуацию относительно технологических санкций, стоит обратить внимание на такие факты:
- —Европейские компании обязаны прежде всего руководствоваться санкционной политикой Евросоюза
- —Эта политика изначально оставляла очень мало пространства для маневра, из-за чего уже в конце февраля и Nokia, и Ericsson прекратили продажу и поддержку клиентов
- —В российском профессиональном сообществе это было воспринято совершенно однозначно: "на сегодня развитие российского телекома, можно сказать, остановлено. Теперь понадобятся немалые усилия, чтобы он хотя бы не откатился назад"
- —Американские компании заявляли о выходе из России, ссылаясь, прежде всего, на моральные и репутационные соображения
С одной стороны, санкционный режим, установленный правительством США, предусматривает уточнение его требований в процессе консультаций с уполномоченными органами. С другой стороны, он предусматривает механизм исключений, конкретизируемых буквально в ручном режиме решением секретаря казначейства или госсекретаря. Стремясь избежать существенных потерь, компании просили прямых указаний и разъяснений. Чиновники, в свою очередь, требовали от бизнеса проявить моральную бдительность и понимание важности момента, однако от предоставления официальных письменных формулировок воздерживались.
В результате часть компаний ушла из России, часть сократила масштабы присутствия, а часть вообще отказалась уходить, сославшись на гуманитарные соображения. Благодаря механизму вторичных санкций США имеют возможность в ручном режиме контролировать практически весь рынок цифровых технологий. Собственно, США единолично контролируют ужесточение режима санкций в глобальном масштабе.
Вопреки ожиданиям россиян, китайские производители во главе с Huawei и ZTE не спешат заполнять освободившуюся нишу на российском рынке. ZTE только завершила четырехлетнюю эпопею с выходом из-под американских санкций, а Huawei не горит желанием оказаться на месте своих компатриотов. Российский рынок очень мал, по сравнению с глобальным, в ситуации "или – или" выбор китайцев очевиден.
Санкции против России затормозили работу по идентификации японских военнопленных"Ёмиури симбун" сообщает, что, присоединившись к антироссийским санкциям, Япония нанесла серьезный удар по сотрудничеству с Россией. Москва помогала Токио в поиске информации о погибших японских военнопленных. Теперь же работа приостановилась.
22.04.202200
Проблема очевидных "дыр" в санкционном режиме выходит за рамки технологического сектора. США сразу вывели из-под санкций удобрения и некоторые сырьевые позиции. Япония продолжает закупать в РФ нефть и газ. Южная Корея получила у США разрешение на торговлю потребительской электроникой. Британская Shell смешивает российскую нефть с нефтью из "чистых" источников и, не моргнув глазом, заявляет, что это означает выход из-под санкций. При этом украинская дипломатия использует разные тональности при обсуждении этой проблемы с Германией, например, вот таким квартетом.
Пока можно предложить для обсуждения следующие гипотезы:
- 1США с некоторой задержкой осознали, что теряют мощный инструмент надзора над тем, что происходит в России, и решили отыграть назад, пока не поздно. Благодаря многолетнему лидерству в развитии цифровых технологий США имеют без преувеличения фантастические возможности в части всех видов разведки – политической, военной, коммерческой. Невозможность поддержки уже имеющихся ПО и оборудования в России неизбежно запустит процесс их замещения решениями, которые будут "непрозрачными" для США.
- 2США не хотят создавать прецедент ухода одной из крупнейших экономик мира из своего технологического пространства, его последующего распада на неподконтрольные ему кластеры. Доллар должен оставаться резервной валютой, а интеллектуальная собственность американских компаний – основой цифрового пространства в глобальном масштабе.
- 3Правительство США банально подыгрывает американскому бизнесу, который не хочет терять один из крупнейших рынков на европейском континенте. Риторика моральных императивов – лишь прикрытие для циничного прагматизма, которым славятся Штаты.
- 4Санкции изначально задуманы как инструмент глобального передела рынка в пользу американских компаний.
Поэтому так много внимания уделяется запрету на импорт российских углеводородов в Европу, но не экспорту американской продукции в Россию и не импорту российской в Штаты.
Очевидно, каждая из этих гипотез требует внимательного изучения. Как бы то ни было, неочевидные, скажем так, изменения санкционной политики США еще раз напоминают некоторые давно известные вещи.
Санкции, которые США ввели в отношении России, являются инструментом достижения именно американских, а не украинских интересов.
Эти интересы не обязательно совпадают с тем, что мы думаем о них. Картина происходящих сейчас процессов гораздо сложнее популярных клише. Не стоит очаровываться, чтобы потом не разочаровываться.