Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ряд европейских стран намерен запретить импорт российских энергоносителей. Другие же решили наращивать объёмы. Однако российская нефть, которая ранее доходила до европейских потребителей в течение двух недель, теперь должна следовать в Китай и в Индию почти два месяца.
Сможет ли Москва найти альтернативные маршруты для поставок своих энергоресурсов?
Прошло чуть менее двух месяцев с момента начала спецоперации России на Украине, и образовался целый фронт государств, которые либо решили объявить нефтегазовое эмбарго в отношении Москвы, либо, осознавая невозможность отказа от российских нефти и газа прямо сейчас, намерены неким образом снизить зависимость от российских энергоносителей в будущем. На настоящий момент полностью прекратили импорт российских энергоносителей, помимо США, только три страны в Европе: это три государства Балтии – Эстония, Латвия, и Литва. При этом многие европейские страны, в том числе Италия и Великобритания, снизили объемы экспорта нефти и газа из России и объявили о запуске некой программы, которая должна позволить им в ближайшем будущем прекратить потребление российских энергоносителей. Но, в то же время, целый ряд стран приобретают, по крайней мере, российскую нефть со скидкой, в частности Индия и Китай. Это, напротив, те страны, которые намереваются не только не снижать "зависимость" от российских энергоресурсов, но даже увеличивать ее. Два крупнейших мировых потребителя черного золота рассчитывают, что смогут "переварить" ту российскую нефть, на которую в будущем, похоже, не найдется покупателей в Европе. Однако для роста потребления российской нефти у этих стран есть и определенные существенные препятствия: большие расстояния, и соответственно, высокие затраты на логистику, либо при полном отсутствии, либо при недостаточности трубопроводных маршрутов, контрактные обязательства, которые уже имеются у них (в частности, у Китая) с поставщиками из Ближнего Востока, а также, отсутствие банковских гарантий и надежного страхования на приобретение российских товаров. Та российская нефть, которая ранее доходила до европейских потребителей в течение двух недель, теперь должна следовать в Китай в течение двух месяцев, при том, что КНР нуждается в огромном количестве танкеров как главного средства доставки на сегодняшний день. Россия же также на данный момент весьма ограничена в отношении собственных морских средств доставки, то есть нефтяных танкеров.
Два разных подхода к российским энергоносителям
В нынешних международных условиях, в последние недели достаточно четко проявляются два разных подхода к российским энергоносителям их импорту. Как отмечается на портале Business Insider, ряд стран намерены запретить импорт российских энергоносителей и уже официально заявляют о наличии у них подобной программы, другие же, в частности, потребители из стран Азии, намерены, напротив, наращивать импорт российских энергоносителей. Когда Россия начала в конце февраля беспрецедентную по своим масштабам военную операцию на территории Украины, западные государства практически единодушно заявили о намерениях ввести санкции против России, дабы наказать ее и заставить отказаться от военного решения украинской проблемы. Эти санкции, в частности, уже включают в себя блокирование российской банковской системы и запрет на использование ею системы международных переводов (в частности, механизма SWIFT), а также запрет для России на использование европейского воздушного пространства и полную приостановку авиасообщения с Россией.
Теперь же, когда украинский конфликт продолжается, при отсутствии, по крайней мере, в ближайшем будущем, признаков какого-либо перемирия или прекращения огня, европейские страны намерены подвергнуть санкциям и российский энергетический сектор. Однако уже сейчас ряд стран ЕС осознает, что, одно дело – ввести санкции против импорта российских энергоносителей или громко заявить о наличии таких планов, другое дело – найти реальный путь для полного эмбарго российских нефти и газа. Степень зависимости отдельных стран ЕС от российских энергоносителей неоднородна, ряд европейских потребителей крайне в них нуждаются и не могут в ближайшее время найти какую-то реальную им альтернативу: при реальном осуществлении подобных сценариев ряд стран, в частности, Германия, могут столкнуться с перспективой полного коллапса своей экономики. При этом ввозимой энергии не хватит не только на функционирование экономики, но и даже на элементарные бытовые нужды. Россия имеет огромные запасы природного газа, и до начала последних событий являлась крупнейшей в мире, после США, нефтедобывающей державой – на нее приходилось более 12% всей нефтедобычи в мире. Однако по неподтвержденным данным, объемы нефтедобычи (в России) снизились от 11 до 10 миллионов баррелей в сутки, и Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует, что в третьем квартале этого года снижение объемов нефтедобычи в России продолжится и снизится уже до отметки в 9 миллионов баррелей в сутки. Мы предлагаем рассмотреть ситуацию с импортом российских энергоносителей в некоторых странах, которые объявили о намерении от него отказаться, а затем посмотрим на ситуацию с теми двумя государствами, которые, напротив, заявили о намерении увеличить импорт из России – речь пойдет об Индии и Китае. А далее разберем те возможные препятствия, которые возникают при выборе "азиатской" (то есть, индийской либо китайской) альтернативы экспорта российских энергоносителей вместо привычных ранее европейских направлений.
Почему мир не объединился против России Вашингтон и европейские столицы восторженно заявляли, что мир сплотился против России. Но в действительности большая часть стран мира держится в стороне от этого спора, пишет The Foreign Policy. Они увидели в нём отголоски соперничества между Востоком и Западом.
23.04.202200
Италия
Италия намеревается снизить зависимость от российского импорта за счет импорта из таких близлежащих государств, как Египет и Алжир. Итальянский нефтегазовый гигант, компания Eni, сообщила о подписании контракта с Египетской государственной газовой корпорацией (EGAS) и о намерении максимально увеличить таким путем поставки газа, прежде всего, в форме СПГ. По существующим данным, на настоящий момент Италия примерно на 40% зависит от импорта российского газа. Для того чтобы уменьшить эту зависимость, Италия намерена в ближайшем будущем также увеличить импорт из Алжира примерно на 40%. Возникает, правда, лишь один вопрос: в состоянии ли сам Алжир поставлять газ в тех объемах, которые требуются Италии?
Страны Балтии
С начала апреля месяца три прибалтийских государства полностью прекратили импорт газа из России. Улдис Барисс, председатель правления оператора системы природного газа, заявил по данному поводу, что все три прибалтийские страны, Эстония, Латвия и Литва полностью прекращают импорт газа из России. Литва же стала первой в Европе страной, которая практически сразу после начала украинского конфликта прекратила импорт российского природного газа. Президент страны, Гитанас Науседа, вскоре после этого записал в своем Твиттер-аккаунте: "Если смогли мы (это сделать), то и все Европа сможет последовать нашему примеру". Вопрос также в том, как надолго хватит прибалтийским странам тех запасов в латвийском газохранилище, на которые они сейчас надеются, и какую они найдут альтернативу, когда эти запасы все же иссякнут?
США
Америка, в отличие от "Большой Европы", полностью прекратила импорт российских нефти и газа. Джо Байден, президент США, назвал этот шаг "сильнейшим ударом" по позициям своего российского визави Владимира Путина. Правда, при этом американский лидер все же признал, что за данный шаг Америке придется "заплатить определенную цену", но заявил, что "сделает все, чтобы минимизировать эту цену". Правда, можно высказать сомнение в том, насколько болезненным для российского коллеги будет тот "удар", о котором говорил Байден: ведь доля российского экспорта нефти в США в общем объеме не столь уж велика. Но даже при этом американские потребители ощущают довольно остро повышение цен на бензин, которое возникло как в силу посткоронавирусной инфляции, так и из-за новых санкций в отношении поставок российского энергосырья. В середине марта средняя цена на галлон бензина в Соединенных Штатах впервые с 2008 года превысила 4 доллара.
Великобритания
Британия тоже объявила о наличии у нее плана последовательного снижения объемов импорта российских энергоносителей и "обязалась" до конца 2022 года полностью прекратить импорт из России нефти и каменного угля. О подобных намерениях, а также о предстоящем прекращении экспорта нефтеперерабатывающего оборудования, с целью "уменьшить возможности России по нефтедобыче и поставкам", объявило британское правительство. При этом Великобритания ввела также обширный персональный список санкций против лиц, стоящих у руля российского экспорта энергоносителей: в частности, это коснулось Александра Дюкова, генерального директора ПАО "Газпромнефть", третьего нефтедобывающего гиганта России. Однако нельзя сказать, что британцы в восторге от решений, принятых правительством страны по российским санкциям. Многие недоумевают, почему Британия, столь громко анонсировавшая 6 лет назад выход из Евросоюза, теперь должна во всем следовать примеру континентальной европейской политики. Кроме того, многие британцы полагают, что правительство, вводя максимально строгие санкции против России, должно также максимально минимизировать издержки этих шагов для граждан страны.
Германия
Эта страна, пожалуй, более чем какая-либо другая страна Европы, ощущает давление от растущих цен на энергоносители, возникшее вследствие предстоящего возможного эмбарго на российские нефть и газ. Германия просто не в состоянии полностью заменить российский газ, поступающий в страну по газопроводу "Северный поток - 1". Стоит напомнить, что до начала конфликта на Украине ФРГ даже намеревалась наращивать объемы поставок российского газа – ведь именно для этого реализовывался проект строительства газопровода "Северный поток - 2", полностью завершенный еще до начала военных действий. Однако немецкие и европейские регуляторы по надуманным причинам так и не выдали лицензию на начало поставок по данной нитке газопровода. Теперь же, с началом санкций против России, о проекте вообще предпочитают не вспоминать в публичном медиа-пространстве. Однако для Германии отказ от поставок российских энергоносителей будет крайне тяжелым шагом, и существует мнение, что реализация этого плана будет максимально откладываться. По сообщениям того же Business Insider, подобные шаги могут поставить все промышленное производство Германии под угрозу почти полной остановки, кроме того, электроэнергия и энергоносители будут распределяться по квотам. Руководство страны также не может этого не признавать. "Мы намерены полностью стать независимыми от поставок газа из России и прикладываем к этому максимально возможные усилия, хотя достичь этого для нас будет крайне нелегко: нам придется создавать для этого инфраструктуру, которой у нас сейчас просто нет", - цитирует Bloomberg канцлера ФРГ Олафа Шольца.
Китай и Индия
Когда одна часть Земного шара ополчилась против российских энергоносителей, Индия и Китай, которых вместе можно смело назвать полномочными представителями "всего остального" человечества, демонстрируют, как уже указывалось, прямо противоположный подход к данной проблеме. Когда нефтяному сектору России стали грозить масштабные санкции, покупатели из Индии и Китая стали наращивать закупки из России, опасаясь дальнейшего роста цен на крайне необходимые им энергоносители. С момента начала военной операции на Украине Индия закупила у России, по меньшей мере, 13 миллионов баррелей нефти. Но взоры Индии не ограничиваются лишь российской нефтью, в поле ее зрения находится также и российский каменный уголь. По словам министра металлургической промышленности Индии Рамчандры Прасада Сингха, Индия намеревается приступить к масштабным закупкам российского каменного угля. Политик заявил, что Индия закупила у России более 4,5 миллионов тонн российского каменного угля, однако он ничего не сообщил о том, за какой временной отрезок были произведены подобные закупки. Китай также намерен увеличить как закупки российской нефти, так и каменного угля, перейдя при этом на расчеты в национальных валютах. Однако масса мелких нефтеперерабатывающих предприятий Китая пока продолжают с большой осторожностью импортировать российскую нефть, опасаясь вероятных рисков.
Препятствия для экспорта российской нефти по азиатскому маршруту
Однако не только Европа имеет явные проблемы при сокращении импорта российских энергоносителей. У самой России тоже есть определенные проблемы, которые могут возникнуть при переориентации экспортных маршрутов с европейского на азиатское направление. По словам Службы информации о ценах на нефть (Oil Price), хотя отказ традиционных покупателей от приобретения российской нефти неизбежно приведет к переориентации экспортных маршрутов черного золота из России, но этот процесс займет весьма длительное время, кроме того, на его пути имеется ряд серьезных препятствий. Процесс этот уже начался, но путь до покупателей из Азии для российской нефти теперь будет занимать до 2 месяцев вместо прежних 2-х недель до европейских покупателей (а с учетом обратного пути транспорта, произведения всех расчетов и оплат срок будет больше еще в 2 раза, то есть возрастет уже до 4-х месяцев). Кроме того, для транспортировки нужно колоссальной количество транспортных средств, в условиях отсутствия нужного количества трубопроводных веток (в особенности, это касается Индии). Так, первая же проблема, с которой сталкивается Россия, - это отсутствие возможности закачки нефти марки "Urals" в танкеры, так как глубина у причалов в порту Приморск недостаточна. Потому сначала потребуется доставлять нефть в другие порты судами типа "Афрамакс", чтобы обеспечить возможность перевалки на крупные танкеры. Этот процесс удлинит сроки поставок российской нефти азиатским потребителям еще на недели, затем потребуется до двух месяцев пути непосредственно в Азию, а далее, после разгрузки – еще два месяца на обратный путь! Таким образом, вся логистическая цепочка может занять до полугода. Помимо этого, высокие фрахтовые ставки, отсутствие банковских гарантий, страховок, обязательства Китая по долгосрочным контрактам перед другими поставщиками из стран Ближнего Востока, а также не столь высокие, по сравнению с Европой, аппетиты Китая на нефть данной марки – это другие факторы, которые указывают на то, что азиатское направление экспорта чревато серьезными проблемами. Все это свидетельствует в пользу того, что азиатские клиенты российской нефти не смогут послужить оперативной заменой европейской клиентуре.