Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Из-за проблем с инфраструктурой, политического давления и низкого спроса Азия не сможет поглотить все перенаправленные энергопоставки России, сообщает Al Jazeera. При этом энергетический сектор России едва ли рухнет.
Бангалор, Индия – Наклонившись вперед и сложив руки на столе, президент Владимир Путин выступил в апреле с четким посланием к руководителям российского энергетического сектора: им придется подготовиться к сокращению западного импорта и сместить свое внимание с Европы на Азию.
С точки зрения Кремля, эта директива вполне оправданна. США, Великобритания и Австралия уже запретили импорт российских энергоресурсов. А на Европейский союз усилилось давление – ввести эмбарго на российскую нефть и газ в ответ на продолжающиеся боевые действия Москвы на Украине требуют как США, так и его собственные члены (например, Польша и Литва).
Но, по мнению аналитиков, сочетание инфраструктурных ограничений, политического давления и слабого экономического спроса помешает азиатским рынкам полностью принять перенаправленные из Европы энергоносители, если Брюссель действительно запретит российские углеводороды. На развитые европейские страны приходится почти две трети российского газового экспорта и половина продаж нефти.
Географически большинство российских трубопроводов построены для обслуживания европейских рынков и снабжать Азию не могут. Два крупнейших азиатских клиента России – Япония и Южная Корея – союзники Запада. Поэтому, скорее всего, на них надавят всё те же США и не дадут нарастить импорт энергоносителей. А Китай, крупнейший импортер российской нефти, переживает экономический спад из-за коронавирусного карантина, который подавит его энергетический голод.
"Если ЕС действительно введет полное эмбарго, то я даже не представляю себе, как азиатские рынки смогут компенсировать спрос, – сообщил научный сотрудник Центра Вудро Вильсона Хари Сешасайи (Hari Seshasayee). – Не исключено, что к концу 2022 года России придется сократить нефтедобычу на 30%".
На данный момент у ЕС нет "единой позиции" по эмбарго против российских энергоносителей, сообщила в понедельник немецкая газета Die Welt со ссылкой на верховного дипломата ЕС Жозепа Борелля. Германия и Венгрия входят в число стран, обеспокоенных резким ростом цен на энергоносители в случае, если они прекратят покупать российские нефть и газ.
Параллельно ЕС пытается разработать платежный механизм, чтобы его члены смогли соблюдать как финансовые санкции против Москвы, так и диктат Кремля, потребовавшего оплачивать энергопоставки в рублях.
Однако на нефтяном рынке аналитики считают, что европейское эмбарго на российскую нефть и нефтепродукты – всего лишь "вопрос времени", сообщила старший научный сотрудник исследовательского фонда Observer Research Foundation в Нью-Дели Лидия Пауэлл (Lydia Powell). По её словам, это сократит мировой рынок сырой нефти на четыре миллиона баррелей в день.
Москва в курсе этих рисков и уже несколько лет пытается смягчить свою зависимость от западных покупателей. В 2012 году Путин открыл нефтепровод "Восточная Сибирь – Тихий океан" для экспорта в Китай и Японию. А запущенный в 2019 году трубопровод "Сила Сибири" сможет поставлять в Китай до 38 млрд кубометров российского газа. В феврале, во время визита Путина в Пекин за несколько недель до начала конфликта, Китай и Россия объявили, что планируют построить еще один газопровод.
Но эти проекты лишь подчеркивают, насколько сложно начать или даже расширить торговлю нефтью и газом, считают аналитики.
"Ключевую роль играет транспортная инфраструктура, и в Азии она не столь развита, как в Европе", – отметил эксперт по санкциям Европейского совета по международным отношениям Филип Медунич (Filip Medunic).
Но при этом ограничения не мешают Москве предлагать нефть со скидкой – и Индия, третий по величине потребитель нефти в мире, похоже, клюнула: в марте она увеличила импорт российской нефти. Российские и индийские чиновники встречались на прошлой неделе с тем, чтобы найти выход из тупика вокруг поставок коксующегося угля. Индийские сталелитейные заводы с марта недополучают уголь из-за проблем с оплатой и логистикой, сообщило в понедельник агентство "Рейтер" со ссылкой на коммерческие источники и правительство Индии.
"Если Россия предложит скидки и выгодные кредитные условия, нефтепереработчики непременно откликнутся", – сказала Пауэлл об экспорте российской нефти.
Однако в 2020 году российская нефть составила лишь 1,4% индийского импорта, так что даже всплеск не сильно поможет Путину. Более того, разные страны добывают нефть разной плотности, и старым государственным НПЗ Индии будет тяжело переключиться с ближневосточной, американской и латиноамериканской нефти, с которыми они привыкли работать, отметила Пауэлл. Она добавила, что некоторые частные нефтеперерабатывающие заводы наверняка не решатся использовать российскую нефть, чтобы не отталкивать западных клиентов.
Кроме того, Индия укрепляет связи с США и ЕС, и увеличение энергозакупок из России навредит этим отношениям, сказал директор Стокгольмского института политики безопасности и развития Никлас Сванстрём (Niklas Swanström).
По словам экспертов, Южной Корее и Японии, – а они входят в десятку крупнейших покупателей российской нефти, – грозит еще большее осуждение США, своего главного гаранта безопасности, если они попытаются увеличить закупки сырой нефти.
К тому же с новым проамериканским лидером, президентом Юн Сок Ёлем, Сеул едва ли рискнет перечить Вашингтону, считает старший директор Корейского экономического института США Трой Стангароне (Troy Stangarone).
Остается Китай. Крупнейший в мире импортер нефти закупил в 2020 году треть всей российской нефти. Но даже его возможности небезграничны, считает президент и основатель пекинского Центра изучения Китая и глобализации Ван Хуэйяо.
Из-за своей зависимости от импорта сырой нефти Пекину приходится поддерживать хорошие отношения со всеми основными поставщиками, объяснил Ван. Поэтому Пекин не будет рисковать и сокращать закупки у других стран ради дополнительной российской нефти. Кроме того, восстановление экономики страны тормозят бессрочный карантин в Шанхае и рост заболеваемости коронавирусом в Пекине. "В Китае нет спроса на рост нефтепоставок", – подчеркнул Ван.
Даже если ЕС введет строгое эмбарго, энергетический сектор России едва ли рухнет. Девятый по величине покупатель российской нефти – Белоруссия. Как и Китай, она – стратегический партнер Москвы и вряд ли поддержит санкции.
Китай, Япония, Индия и Вьетнам продолжают инвестировать в российский сектор ископаемого топлива и уходить не планируют. Срок службы нефтяных и газовых месторождений составляет до трех десятилетий, поэтому компании могут позволить себе переждать кризисы – так, тот же Chevron сохраняет инвестиции в Венесуэле, несмотря на американские санкции против Каракаса.
Таким образом у стран и фирм с долями в российских месторождениях есть стимул, чтобы потоки нефти и газа оттуда не прекращались, заметил Сешасайи из Центра Вильсона.
И все же эксперты предупреждают, что если Россия потеряет основной рынок нефти и газа, экономический ущерб будет огромным – ведь на них в совокупности приходится 45% национального бюджета. Решиться на столь смелый шаг Брюсселю будет непросто, но, возможно, это всего лишь вопрос времени, когда одна из сторон решит окончательно разорвать испорченные отношения.
"Европа и Россия сначала попытаются стать независимыми друг от друга", – подытожил Медунич из Европейского совета по международным отношениям.
Автор: Чару Судан Кастури (Charu Sudan Kasturi)