Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Стамбул – В течение нескольких месяцев стамбульский ресторан Tarihi Balikca пытался компенсировать растущие расходы на подсолнечное масло, которое используется для жарки рыбы, кальмаров и мидий. Но в начале апреля, когда цены на нефть почти в четыре раза превысили уровень 2019 года, ресторан наконец поднял цены. Теперь даже клиенты со стажем уходят после знакомства с прайс-листом.
"Мы сопротивлялись. Мы сказали: „Давайте подождем немного, может быть, ситуация на рынке улучшится, а цены стабилизируются”. Но мы видели, что улучшений нет, — сказал повар Махсун Актас (Mahsun Aktas), работающий в заведении. — Клиенты не могут позволить себе платить такие деньги".
Мировые цены на растительное масло растут с начала пандемии COVID-19 по множеству причин: от неурожая в Южной Америке до нехватки рабочей силы из-за вируса и неуклонно увеличивающегося спроса на продукт со стороны биотопливной промышленности. Конфликт на Украине, которая поставляет почти половину подсолнечного масла в мире (помимо 25% из России), нарушил поставки и вызвал резкий рост цен. Конфликт еще больше усугубил и без того высокие затраты на продовольствие и энергию, сильнее всего ударив по беднейшим слоям населения.
Снабжение продовольствием особенно подвержено рискам. Сегодня нарушены поставки зерновых культур из Украины и России, а глобальный дефицит удобрений лишь усугубился. Это в свою очередь приведет к удорожанию и сокращению количества продовольствия. Потеря доступных по цене запасов пшеницы, ячменя и других зерновых повышает вероятность нехватки продовольствия и политической нестабильности в странах Ближнего Востока, Африки и Азии, где миллионы людей зависят от хлеба, на производство которого выделяются субсидии, и дешевой лапши.
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (U.N. Food and Agriculture Organization), цены на растительное масло достигли рекордного уровня в феврале, а затем выросли еще на 23% в марте. По данным Всемирного банка (World Bank), соевое масло, которое в 2019 году продавалось по цене 765 долларов за метрическую тонну, в марте стоило в среднем 1957 долларов. Цены на "пальму" выросли на 200% и сохранят рост на фоне того, что Индонезия, один из его крупнейших мировых производителей, запретила экспорт, чтобы защитить внутренние поставки.
Некоторые супермаркеты в Турции ввели ограничения на объемы розничной торговли после того, как люди, опасаясь дефицита, стали в панике скупать масло. Некоторые магазины в Испании, Италии и Великобритании также установили ограничения. Немецкие покупатели публикуют в социальных сетях фотографии пустых полок в соответствующих отделах. В недавнем твите главная энергетическая компания Кении предупредила, что воры сливают токсичную жидкость из электрических трансформаторов и перепродают ее в качестве растительного масла.
"Теперь нам просто нужно все кипятить, дни сковородок прошли", — сказала Глаудина Ниони (Glaudina Nyoni), изучая цены в супермаркете в Хараре (Зимбабве), где стоимость растительного масла почти удвоилась. Двухлитровая бутылка сейчас стоит почти 9 долларов.
Эмивати (Emiwati), владелица продовольственной лавки в Джакарте (Индонезия), рассказала, что ей ежедневно нужно 24 литра растительного масла. Она готовит наси капау, традиционный рис, который она подает с жареной во фритюре вяленой говядиной со специями. С января у нее возникли проблемы с обеспечением поставок, а то, что она покупает, стало намного дороже. Прибыль падает, но она боится потерять клиентов, если поднимет цены. "Мне грустно, — сказала Эмивати. — Мы не можем повышать цены на продукты, которые продаем".
Высокая стоимость отчасти стала причиной недавних протестов в Джакарте. Индонезия ввела ценовые ограничения на пальмовое масло внутри страны и запретит экспорт, что создаст очередные проблемы во всем мире. Пальмовое масло используют в качестве альтернативы подсолнечному во многих продуктах – от печенья до косметики.
Явар Хан (Yawar Khan), владелец ресторана Akash Tandoori, сказал, что 20-литровая упаковка растительного масла несколько месяцев назад обходилась ему в 28 долларов, теперь стоимость выросла до 49. "Мы не можем переложить повышение цены на потребителя, это тоже вызовет катастрофу", — сказал Хан.
Крупные компании тоже испытывают проблемы. Лондонская компания Unilever, производитель мыла Dove и майонеза Hellmann, заявила, что у нее есть контракты на поставку важнейших ингредиентов, таких как пальмовое масло, на первую половину года. Но она предупредила инвесторов, что расходы могут значительно возрасти во втором полугодии.
14.04.202200
Компания Cargill, мировой гигант в сфере производства растительных масел, заявила, что ее клиенты меняют рецептуры и экспериментируют с различными видами масел с большей скоростью, чем обычно. Это может приводить к трудностям, потому что масла имеют разные свойства: оливковое горит при более низкой температуре, чем, например, подсолнечное, а пальмовое – более вязкое.
Цены могут снизиться этой осенью, когда фермеры в Северном полушарии соберут урожай кукурузы, сои и других культур, заявил Джозеф Глаубер (Joseph Glauber), старший научный сотрудник Международного исследовательского института продовольственной политики (Food Policy Research Institute). Но всегда есть угроза для урожая из-за плохой погоды. В прошлом году засуха погубила посевы рапса в Канаде и сои в Бразилии, а проливные дожди повлияли на производство пальмового масла в Малайзии.
По словам Стива Мэтьюза (Steve Mathews), соруководителя исследовательского отдела Gro Intelligence, компании, изучающей ситуацию в сфере сельского хозяйства, фермеры могут не решиться увеличивать посевы для компенсации дефицита, потому что они не знают, когда может закончиться конфликт на Украине. "Если бы было прекращение огня или что-то в этом роде, мы бы точно увидели снижение цен в краткосрочной перспективе", — сказал он.
В более долгосрочной перспективе кризис может привести к тому, что страны пересмотрят объемы поставок растительного масла для производства биотоплива. В США, например, 42% соевого масла идет на эти цели, сказал Глаубер. Индонезия недавно отложила планы по производству 40% дизельного топлива на основе пальмового масла.
Между тем, потребители и бизнес продолжают борьбу.
Владелец ресторана The Famous Olley´s Fish Experience в Лондоне Гарри Ниази (Harry Niazi) утверждает, что раньше платил около 22 фунтов (29 долларов) за 20-литровую бутыль подсолнечного масла; стоимость недавно подскочила до 42,50 фунтов стерлингов (55 долларов США). Ниязи использует до восьми бутылей в неделю. Но еще больше, чем рост цен, его беспокоит мысль о полном исчерпании подсолнечного масла. Он подумывает продать свой грузовик и на вырученные деньги закупить масло. "Это очень, очень страшно, и я не знаю, как справится индустрия производства рыбы и чипсов. Я действительно не знаю", — сказал он. До сих пор Ниязи не решался повышать цены, потому что не хочет терять клиентов.
Кристин Коронадо (Christine Coronado), владелица небольшого ресторана Jordan´sGrab n´ Go в Дайерсбурге (штат Теннесси), известном своими жареными чизбургерами, также переживала из-за повышения цен. Но с ростом затрат на 20% она, наконец, подняла цены в апреле. "Вы ненавидите повышать цены, но просто все намного выросло по сравнению с тем, что было пару лет назад", — сказала она.