Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Если ЕС введет эмбарго на российскую нефть, Словакия к нему не присоединится, пишет Pravda. Возможно, для нее и Венгрии сделают исключение. Зависимость Словакии от российской нефти стопроцентная, и страна не способна быстро перейти на переработку более легкой нефти. Последствия эмбарго для экономики Словакии будут негативными.
Томаш Бакош (Tomáš Bakoš)
Отказаться от поставок российских энергоносителей, чтобы у Владимира Путина не было денег на финансирование войны. Так можно коротко охарактеризовать стратегию многих западных государств.
По примеру Соединенных Штатов и Великобритании об эмбарго на российскую нефть теперь заговорили и в Европейском Союзе. Деньги, которые европейцы платят за российские энергоносители, идут на российскую военную машину. С начала конфликта европейские государства заплатили за ископаемые виды топлива из России более 48 миллиардов евро, как отмечает исследовательская организация CREA. За нефть и нефтепродукты европейские государства, как передает Международное энергетическое агентство, платят более 660 миллионов евро в день.
Если эмбарго на российскую нефть действительно будет введено, Словакия к нему не присоединится. Глава Министерства экономики Рихард Сулик хочет, чтобы для Словакии сделали исключение. Дело в том, что мы не способны быстро перейти на переработку более легкой, то есть нерусской нефти.
"Переход с тяжелой сернистой российской нефти на другие сорта потребовал бы изменения технологических процессов на НПЗ", ― отмечает энергетический аналитик Андрей Леднар из компании Prvá energetická. Пресс-секретарь Slovnaft Антон Молнар подтверждает, что для такого перехода потребуются годы. "Мы делали шаги в направлении диверсификации еще до конфликта. В 2020 году переработка альтернативных сортов нефти достигла исторического максимума в 230 тысяч тонн", ― сообщил Молнар, добавив, что тем не менее это всего пять процентов от общих перерабатываемых объемов. Годовое потребление Словакии достигает почти четырех с половиной миллионов тонн нефти.
Экономические аналитики отмечают, что, несмотря на исключение, эмбарго повлияет на словацкую экономику негативно. Например, оно приведет к снижению экономической эффективности и росту логистических расходов. На какое-то время, по-видимому, также вырастут цены на бензоколонках.
Подорожает ли топливо?
Эмбарго на импорт российской нефти приведет к тому, что на европейском рынке возникнет продолжительный дефицит топлива. Оно подорожало бы на десять центов, как описывает возможные варианты Борис Томчиак из компании Finlord. "Стоимость топлива у нас в первые месяцы возросла бы на десять центов, но постепенно рынок нормализовался бы, и стоимость бензина и дизеля значительно снизилась бы", ― утверждает Томчиак.
У Европы также есть возможность увеличить импорт из Саудовской Аравии, Венесуэлы, Ирана, Соединенных Штатов или Канады. По мере налаживания импорта из этих стран ситуация на нефтяном рынке постепенно нормализовалась бы. "Впоследствии можно ожидать снижения цен благодаря росту добычи за пределами России. Более того, при высокой стоимости нефти естественным образом снижается потребление: люди и компании меньше ездят и экономят топливо", ― объясняет Томчиак.
Когда цены на нефтепродукты растут, мы видим подорожание на бензоколонках немедленно. При снижении цен трейдеры не реагируют так же быстро. Поэтому Леднар предполагает, что если государство не вмешается, НПЗ Slovnaft будет ориентироваться на рыночные цены, несмотря на доступ к дешевой российской нефти. "Мы увидим, что, несмотря на импорт дешевой нефти, нам придется платить по полной, и доходы НПЗ возрастут", ― добавляет он.
Исключение из эмбарго поможет НПЗ компании MOL, как полагает аналитик портала energieprevas.sk Йозеф Бадида. "В случае эмбарго на российскую нефть можно ожидать повышение спроса, а также рост стоимости конкурентной нефти. С другой стороны, российская нефть будет продаваться, скорее всего, с большой скидкой, так что в случае Словакии и Венгрии это будет на руку НПЗ группы MOL", ― объясняет он.
Эмбарго на российскую нефть, по мнению эксперта Карела Гирмана, не окажет никакого влияния на словацкую экономку, а если и окажет, то самое минимальное. По его мнению, автолюбителям не грозит ценовой шок.
Что касается цены на нефть, большую роль будут играть другие факторы, которые намного важнее в мировом масштабе. Гирман упоминает, к примеру, шаги Саудовской Аравии и других ключевых нефтедобытчиков. Решающей также будет ситуация в Персидском заливе и вокруг Ирана и Ливии. Не последнюю роль сыграет также состояние мировой экономики и спрос на нефть, в том числе в Китае.
Немаловажно будет и то, насколько строго будет соблюдаться эмбарго. Иначе есть вероятность, что нефтепродукты будут по-прежнему поступать в Европу с "черного хода". Аналитик J&T bankа Станислав Панис отмечает, что многие фирмы отрасли во главе с Shell уже сейчас смешивают разную нефть, чтобы оправданно утверждать, что она не российская. Доля в нефтяной смеси в таких случаях не превышает 50%/ "В основном это делается в латвийских портах, и поэтому трейдеры прозвали данную смесь "латвийской", ― как рассказал "Правде". В этой связи Панис отмечает, что если на подобные вещи и впредь будут смотреть сквозь пальцы, то формальное эмбарго на российскую нефть не сотрясет рынок и цены до основания.
Переговоры продолжаются
Почему решение дается ЕС так трудно? Камнем преткновения стало то, что разные страны в разной степени зависят от российской нефти. Поэтому и звучат столь громкие заявления о необходимости единства и солидарности. Российские поставки нефти ― это четверть всех поставок в Евросоюз, но от государства к государству этот показатель разнится. Например, Бельгия импортирует около восьми процентов российской нефти, а Словакия из всех стран-членов больше всех зависит от поставок российской нефти.
Зависимость Словакии стопроцентная. Столь же велика зависимость и у соседней Венгрии. Именно поэтому речь идет о том, чтобы для нас вместе с Венгрией сделали исключение. Тем не менее лидеры Европейского Союза пока не договорились об окончательном содержании шестого пакета санкций. Финальное решение будет принято на ближайшем заседании Совета ЕС по внешним связям, которое запланировано на десятое и 16 мая в Брюсселе. До тех пор страны-члены будут согласовывать свои позиции.
Российская тяжелая нефть поступает в Словакию по нефтепроводу "Дружба". Затем ее перерабатывает братиславский НПЗ Slovnaft. Сулик дает понять своим коллегам из ЕС, что будет настаивать на исключении, поскольку на подготовку условий для замены тяжелой российской нефти на легкую уйдут несколько лет. При этом словацкий НПЗ производит продукты не только для Словакии, но и для всего региона, то есть для Чехии и Австрии. Миллионы литров дизельного и авиационного топлива мы также отправляем в помощь Украине. И все это топливо, произведенное на НПЗ Slovnaft. Государственный секретарь Карел Галек рассказал, что перестройка НПЗ для работы с легкой нефтью может занять до четырех лет и обойтись в 250 миллионов.
Эмбарго на импорт нефти и газа из России может привести к завершению российской агрессии против соседней Украины в течение восьми недель, как заявил ВВС экономист и бывший советник Путина Андрей Илларионов. "Я бьюсь об заклад, что, скорее всего, в течение месяца или двух российская операция на Украине закончилась бы", ― заявил он. По его словам, это один из самых эффективных инструментов, которые все еще есть в арсенале западных стран.