Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Известных шведов называют в России нацистами, пишет Helsingin Sanomat. Автор статьи сообщает, что в Москве появились плакаты, на которых в нацизме обвиняют Астрид Линдгрен, Ингмара Бергмана и основателя Ikea Ингвара Кампрада. Он объясняет, на каком основании, и почему, по его мнению, это происходит сейчас.
Юусо Мяяттянен (Juuso Määttänen)
В Москве появились плакаты, на которых известных шведов обвиняют в нацизме. Плакаты можно встретить на автобусных остановках по всему городу, рассказывает шведское издание SVT.
"Мы против нацизма, а они — нет", — написано на плакатах.
На плакатах в нацизме обвиняют детскую писательницу Астрид Линдгрен (Astrid Lindgren), режиссера Ингмара Бергмана (Ingmar Bergman) и основателя Ikea Ингвара Кампрада (Ingvar Kamprad).
Фотографии плакатов уже появились в Твиттере.
Обвинения известных шведов в нацизме — часть информационного воздействия России. Вполне вероятно, что в дальнейшем с подобным могут столкнуться и финны.
Информационное воздействие связано с тем, что Финляндия и Швеция с большой вероятностью подадут заявку на вступление в НАТО.
На прошлой неделе Ханна Смит (Hanna Smith), руководитель научных исследований Европейского центра по изучению гибридных угроз, предупредила Helsingin Sanomat, что в ближайшие недели от России можно ожидать проявлений информационного воздействия.
"В России все чаще говорят, что Финляндия — фашистское государство, а фашизм — наше наследие со времен Второй мировой войны", — сказала Смит.
В российской государственной пропаганде уже давно твердят, что Советский Союз спас Европу от нацистов, и что сейчас Россия хочет сделать то же самое.
Заявления российских политиков о нацизме привлекли к себе внимание международного сообщества. Министр иностранных дел страны Сергей Лавров заявил в интервью австрийскому телеканалу, что у Адольфа Гитлера тоже "была еврейская кровь".
Премьер-министр Израиля Нафтали Беннет (Naftali Bennett) и министр иностранных дел Яир Лапид (Yair Lapid) осудили комментарии Лаврова, однако Россия не извинилась и обвинила Израиль в поддержке украинских неонацистов.
Министерство иностранных дел Швеции знает о происходящем.
МИД Швеции сообщил SVT, что Россия уже не в первый раз называет страны и людей, несогласных с ее военными действиями, нацистами.
"Мы знаем о плакатах. Мы не собираемся вступать в публичную полемику с организацией, стоящей за плакатами", — заявили в шведском МИДе.
На плакатах приводятся цитаты Линдгрен, Бергмана и Кампрада, которые должны стать доказательством их нацистских взглядов.
О нацистском прошлом Кампрада и Бергмана писали и раньше.
В молодости Кампрад состоял в шведской молодежной нацистской организации. Позже он назвал этот эпизод крупнейшей ошибкой в своей жизни.
На плакате приводится следующая цитата Кампрада: "Я восхищался Гитлером! Я был нацистом!"
Нацистское прошлое Бергмана рассматривается, в том числе, в посвященных ему документальных фильмах. В них рассказывается, что Бергман сам говорил, что восхищался Гитлером и нацистскими идеями в молодости.
Позже Бергман признался, что был потрясен действиями Гитлера и изменил свои взгляды, когда узнал правду о концентрационных лагерях. В 2018 году исследователь Национального аудиовизуального института Антти Аланен (Antti Alanen) все же назвал эти заявления сомнительными.
"Он демонизировал себя и устроил настоящую драму, объявив себя нацистом", — сказал Аланен.
На плакате приводится следующая цитата Бергмана:
"На день рождения мне преподнесли подарок — фотографию Гитлера. Ханнес повесил ее над моей кроватью, чтобы „он все время был у тебя перед глазами“, чтобы я научился его любить столь же сильно. И я любил его".
Персонаж Линдгрен Карлссон очень популярен в России.
В военных дневниках Линдгрен, опубликованных в 2010-е годы, выяснилось, что писательница была противником нацистов.
Однако на плакате используется вырванная из контекста цитата: "Ослабленная Германия означает для нас, шведов, лишь одно: русские сядут нам на шею. А если уж на то пошло, то лучше я буду всю оставшуюся жизнь кричать „Хайль Гитлер!“, чем иметь здесь, в Швеции, русских. Ничего более отвратительного я не могу себе и представить".