"Кризис, которого еще не знала Германия": ущерб от эмбарго на энергоносители оценивается в полтриллиона евро

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Германии возможен экономический кризис, которого она не знала со времен Второй мировой войны, пишет Handelsblatt. Об этом предупреждает немецкий экономист, который опубликовал новое исследование по ситуации в стране после введения антироссийских санкций. Возможный ущерб он оценивает в почти полтриллиона евро.
Юлиан Ольк (Julian Olk)
Резкое прекращение поставок российских энергоносителей может ввергнуть немецкую экономику в кризис исторического масштаба. К такому выводу пришел экономист Том Кребс (Tom Krebs) из Университета Мангейма в опубликованном в понедельник исследовании. По мнению ученого, газовое эмбарго может привести уже в первый год к снижению ВВП Германии на 12%, что будет соответствовать ущербу в почти полтриллиона евро.
Правда, экономист допускает, что газовое эмбарго повлечет за собой падение экономики как во время пандемии коронавируса 2020 года и финансового кризиса 2009 года. Однако "возможен и экономический кризис, которого (Западная) Германия не знала со времен Второй мировой войны", — предостерегает Кребс, проведший свой анализ по заданию близкого к профсоюзам Фонда имени Ганса Бёклера.

Федеральное правительство тормозит введение газового эмбарго против России

Судя по всему, в правительстве ФРГ расчеты Кребса воспринимают со всей серьезностью. В последнее время там усилились опасения, что российский президент в качестве меры возмездия перекроет поставки газа в Германию. Сосед Германии Польша не захотела платить за газ в рублях, что привело к немедленному прекращению поставок. Германия тоже не платит в рублях, найдя альтернативное решение вместе с российским Газпромбанком. Но будет ли Путин и дальше мириться с этим, неясно.
В то же время правительство Германии продолжает выступать против полного эмбарго на российские энергоносители, которое якобы должно принудить Путина прекратить спецоперацию на Украине. Прекращение закупок угля — уже решенное дело. Европейская комиссия намерена прекратить и импорт нефти, эту меру теперь поддерживает и Германия. Но введение в ближайшее время эмбарго на газ Брюссель пока исключает — прежде всего потому, что этот процесс тормозит Германия.
Handelsblatt сообщила, что Германия переживает "инфляционный шок"

Хорошие связи в правительстве

Приблизительно треть своего газа ФРГ еще получает из России. Министр экономики Роберт Хабек обосновывает вето Германии значительными общеэкономическими последствиями газового эмбарго. По его словам, это может даже нарушить "социальный мир".
Из-за этой позиции федеральное правительство подвергается резкой критике как внутри страны, так и за границей. Некоторые считают высказывания Хабека сильно преувеличенными. Министр в значительной мере находится под влиянием исследований о последствиях эмбарго, в которых эти последствия представляются менее грозными. До сих прогнозы по показателям падения ВВП колебались между 0,5 и 6 процентами.
Результаты, полученные Кребсом, кажутся примечательными, хотя и спорными, еще и потому, что базируются на сомнительных предположениях. Экономист поддерживает хорошие связи с федеральным правительством. В министерстве экономики он еще на ранних этапах указывал на якобы недооцененные аспекты в других исследованиях, посвященных эмбарго. Аргументация Хабека основывается во многих случаях на доводах Кребса.
В своем нынешнем исследовании он перевел их в конкретные цифры. По его мнению, экономике будет нанесен ущерб в размере от трех до восьми процентов ВВП, потому что отсутствие газа повлечет за собой сокращение производства. Кроме того, более высокие цены на энергию и общая неуверенность приведут к тому, что потребители будут расходовать меньше денег на другие товары. Это добавит к падению ВВП еще от двух до четырех процентов.
Широкий разброс цифр в прогнозе — следствие неясности относительно того, в каких количествах Германия сможет получать газ из других стран, и насколько немецкой экономике удастся приспособиться к прекращению поставок газа из России.
Без российской энергии немецкая экономика просядет на $240 миллиардов Экономика Германии колоссально пострадает в случае отказа от российского газа, сообщает Bloomberg. Если решение об эмбарго все-таки будет принято, тяжелее всего придется немецкой промышленности.

"Каскадные эффекты" в пять раз превысят прямой ущерб

По мнению Кребса, отсутствие газа сначала приведет к остановке производства в энергоемкой промышленности. Сюда Кребс относит такие отрасли, как химическая, металлургическая, металлообрабатывающая, сталелитейная, стекольная, керамическая, горно-обогатительная, пищевая, целлюлозно-бумажная, станкостроительная и автомобильная.
Но большая часть негативных последствий придется на каскадные эффекты, так как из-за отсутствия продуктов базовых отраслей промышленности разрушатся цепочки создания прибавочной стоимости в других областях, например, потому что будут отсутствовать металлы для производства автомобилей или бумажные упаковки для торговли.
Кребс считает, что косвенные последствия в лучшем случае будут в два раза интенсивнее, чем прямые эффекты, а в худшем случае — в пять раз. Это предположение основывается на наблюдениях, которые были сделаны в Фукусиме в 2011 году. Конкретно Кребс ссылается на исследование Васко Карвалья (Vasco Carvalho) из Кембриджского университета и Алирезы Тахбаз-Салехи из Северо-Западного университета (США). Их исследование показывает, что косвенные последствия в регионе Фукусимы в пять раз превзошли прямой ущерб от аварии на АЭС.
Глава концерна Eon Леонхард Бирнбаум: "Газовое эмбарго может разорвать Европу" Глава концерна Eon Леонхард Бирнбаум разъяснил, почему Германия не может ввести эмбарго на российскую энергию. Такой шаг ударил бы по всей Европе. Ведь от наших нефти, газа, угля зависят и другие страны ЕС — в первую очередь Польша, Словакия, Чехия. Такой "удар по России" в первую очередь "разорвал бы сам ЕС".
Однако неясно, можно ли переносить эти данные, во-первых, на Германию и, во-вторых, на прекращение поставок газа. "Без дополнительного анализа мы сами не стали бы использовать эти данные, связанные с Японией и землетрясением, как отправную точку для количественной оценки последствий перебоев в энергоснабжении Европы", — пояснили Карвальо и Тахбаз-Салехи в ответ на запрос газеты Handelsblatt.
Как они сказали далее, их цифры получены на основе совершенно определенного события и японских цепочек добавленной стоимости. "Нам неизвестно, можно ли применять полученные нами цифры в других контекстах, а именно в других специфических странах или в других критических ситуациях", — заявили экономисты.
В менее плохом варианте, в котором косвенный ущерб оценивается в два раза больше, чем прямой, Кребс опирается на данные Бундесбанка.
Для этого он суммирует последствия для потребителей из-за повышения цен и роста неуверенности и пользуется при этом данными Бундесбанка, Немецкого совета экономических экспертов и Института макроэкономики и исследования конъюнктуры. Общий вывод, к которому приходит Кребс, таков: резкое прекращение поставок российского газа "крайне рискованно". По его мнению, правительство ФРГ должно и дальше придерживаться своего плана отказаться от поставок газа лишь к 2024 году.
Обсудить
Рекомендуем