Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Целый ряд "прорех" в инфраструктуре мешают Европе избавиться от зависимости от российского газа, пишет Financial Times. Как отмечают авторы статьи, сегодня ЕС возвращается к тем проектам, которые раньше отвергали из-за их сравнительной дороговизны.
Энди Баундс (Andy Bounds), Гарри Демпси (Harry Dempsey), Иэн Маунт (Ian Mount)
Антироссийские санкции и ковидный локдаун в Китае привели к сокращению грузовых потоков в Роттердаме – самом оживленном морском порту Европы. Однако есть один груз, объемы которого неуклонно растут, и это сжиженный природный газ.
Импорт СПГ теперь является приоритетом, поскольку Евросоюз пытается уменьшить зависимость от газа, поставляемого из России, в надежде лишить Москву средств для проведения спецоперации на Украине. Но СПГ-терминал в Роттердаме полностью загружен. Работы по его расширению идут, однако на их завершение требуется время.
"СПГ – это вызов. Из всех товаров, которые мы импортируем, именно с ним будет связано наибольшее количество ограничений, – сказал руководитель порта Аллард Кастелейн (Allard Castelein). – Невозможно построить резервуар для СПГ за одну ночь".
Между тем за 1500 километров от Роттердама, в Испании, возникла другая проблема. СПГ-терминалов у этой страны более чем достаточно – один из них даже пришлось законсервировать. Но Испании не хватает трубопроводов, чтобы отправлять газ на рынки Центральной Европы, которые в нем нуждаются. План строительства трубопровода Midcat, ведущего во Францию, уже несколько лет не может сдвинуться с мертвой точки.
"Испания хотела бы импортировать газ и вносить свой вклад в безопасность Европы. Мы с радостью поставляли бы газ в Румынию, но как нам это сделать, если мы не можем доставить его даже в Перпиньян [на французской стороне границы]? – сказал Гонсало Эскрибано (Gonzalo Escribano), директор программы по энергетике и изменению климата в аналитическом центре Elcano Royal Institute в Мадриде. – С Францией у нас даже меньше соединительных газопроводов, чем с Алжиром".
Подобные "узкие места" и пробелы в инфраструктуре наблюдаются по всей Европе. Они представляют собой наглядные проявления тех проблем, с которыми континент сталкивается в попытках сократить свою зависимость от России, поставляющей в Евросоюз около 40% необходимого ему газа.
Многие подобные проблемы наблюдаются уже несколько десятилетий, в течение которых Евросоюз стабильно импортировал российский газ, поставлявшийся с востока на запад, а у частных энергетический предприятий не было существенных стимулов для того, чтобы создавать избыточные мощности. Теперь все больше внимания уделяется вопросу о том, как можно получать СПГ из таких стран, как Соединенные Штаты, и перекачивать энергоносители с запада на восток – в страны Центральной и Восточной Европы.
В среду, 18 мая, Еврокомиссия представит план на сумму в 195 миллиардов долларов, нацеленный на поиски путей выхода из сложившейся ситуации, – план, в котором акцент будет сделан на необходимости использовать возобновляемую энергию, снижать потребление и искать надежных альтернативных поставщиков. Этот план также станет попыткой Брюсселя перестроить энергетическую инфраструктуру Евросоюза, сделав ее более целостной и рациональной, устранив "узкие места" и положив конец отсрочкам в реализации таких проектов, как газопровод Midcat.
"Если бы мы построили эти соединительные газопроводы тогда, когда они были согласованы [с Францией в 2014 году и позднее], Европа сейчас не оказалась бы в такой зависимости от России", – сказал премьер-министр Португалии Антониу Кошта (António Costa) во время встречи с коллегами из Италии, Испании и Греции, которая прошла в Риме в марте.
Нехватка объектов физической инфраструктуры делает некоторые страны Евросоюза особенно уязвимыми в условиях риска прекращения поставок из России. Опасения Венгрии, которая закупает всю необходимую ей нефть у России и которая жалуется на отсутствие альтернатив, служат препятствием, мешающим Евросоюзу ввести эмбарго на всю российскую нефть.
Зависимость от газа не менее болезненна. Терминалы по приему СПГ в Роттердаме, Зебрюгге и Дюнкерке работают практически на полную мощность, и потоки газа из Франции в Германию и страны Бенилюкса ограничены.
"В случае прекращения поставок западные страны не смогут отправлять дополнительные объемы газа в государства Восточной Европы, поскольку в этом направлении мощности ограничены", – объяснили эксперты Европейской сети операторов газотранспортных систем в своем недавнем отчете.
По словам аналитиков, на реализацию большинства проектов по устранению "узких мест" потребуются годы. Одним из самых быстрых вариантов является строительство плавучих установок, позволяющих превращать СПГ в обычный газ, а также оснащение существующих трубопроводов специальными компрессорами, чтобы перенаправлять потоки газа в другие страны. В более долгосрочной перспективе необходимо рассмотреть возможность усовершенствования инфраструктуры, чтобы превратить Турцию в распределительный узел СПГ и начать доставлять больше азербайджанского газа и греческого импорта СПГ в юго-восточную часть Европы. С этой же целью необходимо будет построить дополнительные хранилища и соединительные трубопроводы.
В Испании, по словам Артуро Гонсало (Arturo Gonzalo), главы компании Enagás, если ускорить процесс одобрения нового трубопровода Midcat, его строительство можно будет закончить в течение 30 месяцев, и он обойдется всего в 600 миллионов евро при том, что по нему можно будет прокачивать и природный газ, и водород.
"Мы прорабатываем техническую сторону проекта с нашими французскими коллегами, чтобы, если правительства наших стран примут решение, мы могли начать строительство максимально быстро", – сказал он.
По словам Джонатана Стерна (Jonathan Stern), научного сотрудника Оксфордского института энергетических исследований (Oxford Institute for Energy Studies), многие проекты, которые сейчас пересматриваются, планировались годами, но их отвергали из-за того, что в сравнении с дешевыми поставками российского газа они выглядели нецелесообразными в коммерческом смысле. Теперь ситуация изменилась.
"Произошла настоящая революция во взгляде правительств на инфраструктуру. Конкурентоспособность и свободные рынки отходят на второй план, когда во главе угла оказывается энергетическая безопасность", – сказал Массимо Ди Одоардо (Massimo Di Odoardo), вице-президент подразделения по исследованиям газа и СПГ в компании Wood Mackenzie.
Брюссель смягчил требования к государственной поддержке, чтобы правительства могли оказывать помощь в финансировании проектов, которые позволят связывать страны трубопроводами. Он также готов вложить в реализацию этих проектов часть своего бюджета.
Газовая независимость Украины возможна. Но есть одно "но"Украина намерена отказаться от российского газа и перейти на использование биотоплива, пишет "Экономическая правда". Однако обеспечить себя доступным сырьем у Киева едва ли получится, считает автор статьи. Он объясняет, почему страна обречена на энергетическую зависимость.
16.05.202200
Марко Альвера (Marco Alverà), предприниматель в области энергетики и бывший исполнительный директор итальянского оператора газопроводных сетей Snam, считает, что стоимость требующейся инфраструктуры достаточно мала в сравнении с тем, что региону пришлось заплатить за энергоносители за минувшие шесть месяцев зимы из-за роста мировых цен.
"Вопрос о том, кто должен платить за инфраструктуру, теряет свое значение, когда вы рассматриваете его в контексте того, сколько вы уже платите за энергоносители", – сказал он.
Между тем некоторые эксперты критически относятся к такому безудержному стремлению строить инфраструктуру в Европе. "Мы должны остановиться и провести анализ ситуации – какая инфраструктура у нас есть? Что можно использовать в большем объеме, что можно усовершенствовать? Сейчас не стоит сходить с ума и бросаться строить новое, – сказала Ана Мария Яллер-Макаревич (Ana Maria Jaller-Makarewicz), аналитик из Института энергетической экономики и финансового анализа. – В настоящее время у нас нет четкого единого плана, который охватывал бы весь континент целиком".
Кроме того, сохраняются сомнения и насчет того, насколько инвестиции в инфраструктуру, которая позволит легче перекачивать нефть и газ по всей Европе, согласуются с намерением Евросоюза достичь поставленных целей по декарбонизации экономики. Согласно имеющимся планам, в ближайшей перспективе должен произойти всплеск потребления природного газа, за которым последует длительное его снижение с целью достичь нулевых углеродных выбросов уже к 2050 году.
Симон Тальяпьетра (Simone Tagliapietra), старший научный сотрудник аналитического института "Брейгель" в Брюсселе, отметил, что инвесторы не хотят вкладывать средства в "блокированные активы", которые могут утратить свое значение практически сразу после окончания их строительства.
"Невозможно заменить полностью весь российский газ поставками из других источников. В случае полного прекращения поставок российского газа, страны будут вынуждены прибегнуть к нормированию для определенных отраслей", – сказал он.
Хотя руководитель порта в Роттердаме Кастелейн пытается найти способы импортировать больше СПГ, он считает, что у Евросоюза может быть и другое энергетическое будущее. В частности, он указывает на планы по строительству парков электролизеров для производства возобновляемого водорода и заводов биотоплива, которые смогут заменить собой угольные склады и нефтеперерабатывающие предприятия.
"50% нашего товарооборота основано на углеродном сырье, – сказал Кастелейн. – Тот переход, который нам предстоит совершить, является беспрецедентным".