Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На протяжении десятилетий страны Персидского залива считались "проамериканскими". Однако "неожиданные результаты" исследования общественного мнения на Ближнем Востоке говорят об обратном. США стремительно теряют влияние в регионе, чего не скажешь о России и Китае, отмечает автор статьи.
В конце апреля результаты своего очередного большого опроса общественного мнения на Ближнем Востоке представил известный американский "мозговой центр" Вашингтонский институт ближневосточной политики (WINEP или TWI. TWI – известный американский аналитический центр, расположенный в Вашингтоне и занимающийся внешней политикой США Ближнем Востоке. Основан в 1985 году, тесно связан с американским политическим истеблишментом. – Прим. ИноСМИ.). Деятельность этого центра никак нельзя заподозрить в проарабских или антиамериканских настроениях. По всей своей истории TWI скорее можно отнести к произраильскому лобби в США, активно лоббирующему мейнстримовскую политику Вашингтона на Ближнем Востоке.
Но это последнее его исследование дало поразительные и не очень вписывающиеся в традиционные взгляды на внешнюю политику США результаты. Оно со всей определенностью показало, что влияние Соединенных Штатов на Ближнем Востоке, особенно в арабских странах Персидского залива, неуклонно снижается, а Россия и Китай также неуклонно наращивают здесь свое присутствие.
Как известно, администрация Байдена ввела экономические санкции против России за ее военную спецоперацию на Украине. США и Европа укрепляют свою солидарность в этом смысле, но на Ближнем Востоке многие страны не следуют планам США по сдерживанию и даже изоляции России. И результаты опроса являются твердым тому доказательством.
Опрос проводился TWI в восьми странах Ближнего Востока уже в десятый раз. Впервые такой опрос был проведен в 2014 году. Его объектами в 2022 году являлись совсем не какие-то маргинальные арабские силы а, наоборот, страны, еще недавно демонстрировавшие тесные связи с США. Это Саудовская Аравия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Бахрейн, Кувейт, Египет, Иордания и Ливан. Опрос проводился в течение всего марта уже после начала российской военной спецоперации на Украине. Предыдущее такое исследование проводилось в ноябре 2021 года. Поэтому в его результатах можно увидеть динамику изменения общественных настроений на Ближнем Востоке до начала российской спецоперации на Украине и после.
Неэффективность санкций разочаровывает Байдена... Доводы Индии в пользу увеличения закупок российской нефтиЗапад под руководством США изо всех сил пытается "задавить" Россию санкциями, но их усилия сходят на нет из-за Индии, пишет Daily Shincho. Несмотря на возражения Байдена, Нью-Дели продолжает тесное сотрудничество с Москвой. Он не может позволить себе поддержать санкции против нее, отмечает автор статьи.
28.04.202200
Опрос основан на личном анкетировании взрослых граждан (старше 18 лет) мужского и женского пола по месту их жительства по репрезентативной национальной выборке респондентов. Статистическая погрешность опроса такого рода составляет примерно 3%. Дополнительные методологические подробности, включая полную анкету и демографическую информацию, доступны на веб-сайте Вашингтонского института ближневосточной политики.
Так каковы же основные результаты этого интереснейшего исследования?
Естественно, в анкету-опросник были включены вопросы, касающиеся российской военной спецоперации на Украине. Главным среди них был вопрос: "Как вы относитесь к военным действиям России на Украине?" Ответы "очень отрицательно" или "скорее отрицательно" дали 76% респондентов в Саудовской Аравии, 77% – в ОАЭ, 79% в – Бахрейне, 76% – в Кувейте и т. д. В любом случае во всех восьми большая часть респондентов (около 70%) к российской спецоперации позитивно не относится.
Однако далее следуют довольно неожиданные в этом контексте результаты. На вопрос "Насколько важно, по вашему личному мнению, поддержание вашей страной хороших отношений с Россией", ответы "очень важно" и "скорее важно" в Саудовской Аравии дали 49% опрошенных (45% в ноябре прошлого года), в ОАЭ – 53% (49% в ноябре прошлого года), в Бахрейне – 50% (46% в ноябре прошлого года). Получается, что несмотря на российскую спецоперацию на Украине, число респондентов, считающих отношения стран Ближнего с Россией важными, не уменьшается, а растет.
До сих пор считалось, что страны Персидского залива, такие как Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт и Бахрейн, настроены проамерикански. Но тем поразительнее реакция их граждан на содержавшийся в опроснике тезис "Наша страна не может рассчитывать только на Соединенные Штаты. Нам нужно рассматривать Россию и Китай как более ценных партнеров, чем раньше". С этим тезисом "полностью согласны" или "скорее согласны" в Саудовской Аравия 55% респондентов (49% в ноябре прошлого года), в ОАЭ – 57% (соответственно 51%), в Бахрейне – 59% (54%). То есть в каждой этой стране более 50% респондентов заявили, что их правительствам необходимо отказаться от зависимости от США, что является заметным увеличением более чем на 5% по сравнению с ноябрем прошлого года.
Кроме того, в опросе задавался и такой вопрос: "Какая страна защитит вас от внешних врагов?" Ответы распределились так: Саудовская Аравия – США – 45%, Россия – 34%; ОАЭ – США – 44%, Россия – 33%; Бахрейн – США – 42%, Россия – 37%, Кувейт – США – 41%, Россия – 32%. То есть за США высказываются респонденты в диапазоне около 40%, а за Россию – в диапазоне около 30%.
В Персидском заливе после кризиса и войны 1990-1991 гг. в некоторых из "заливных" стран были размещены американские войска. По данным агентства Reuters за 2020 год, их количество составляло 5000 человек в Бахрейне, 10 000 – в Катаре, 2500 – в Саудовской Аравии, 14 500 – в Кувейте и 5500 – в ОАЭ. Учитывая политическое и военное присутствие США в Персидском заливе, которое продолжается с 1990-х годов, тот факт, что ожидания от Америки в отношении помощи в национальной обороне этих государств "замерли" в диапазоне 40%, а ожидания в отношении России начинают превышать 30%, не может не вызывать удивления.
Asia Times (Гонконг): почему Байден не может добиться расположения Ближнего ВостокаЗа последние десять лет подход США к диалогу с Ближним Востоком менялся слишком часто, пишет Asia Times. Даже самые преданные союзники Вашингтона устали от вечного маятника американской политики. Российская стабильность на этом фоне выглядит куда более предпочтительной.
05.04.202200
На вопрос "Какая страна будет иметь наибольшее влияние на Ближнем Востоке в ближайшие 10 лет?" в указанных для выбора США, России и Китая и других стран, ответы в государствах Персидского распределились следующим образом:
Саудовская Аравия: США – 35%, Россия – 35%, Китай – 25%
ОАЭ: США – 36%, Россия – 32%, Китай – 23%
Бахрейн: США – 35%, Россия – 36%, Китай – 23%
Кувейт: США – 37%, Россия – 33%, Китай – 25%
Соединенные Штаты и Россия везде конкурируют в диапазоне 30%. А в некоторых странах, таких как Саудовская Аравия, они имеют одинаковые показатели. Есть и такие государства, как Бахрейн, в которых Россия по ожиданиям превосходит Соединенные Штаты. Из этого следует однозначный вывод о том, что в политическом сознании населения стран Персидского залива довольно широко распространено явление "отхода от США".
В этом контексте очень показательна реакция респондентов на другой вопрос анкеты: "Насколько важны, по вашему мнению отношения вашей страны с Соединенными Штатами?" Ответ "очень важны" или "скорее важны" выбрал 41% респондентов в Саудовской Аравии, в ОАЭ – 51%, в Бахрейне – 42%, в Кувейте – 43%. По сравнению с тем, что в этих странах более чем 50% опрошенных назвали важными отношения с Россией, можно сказать, что показатель около 40% для США является низкой оценкой ожиданий в отношении будущей роли США на Ближнем Востоке.
Такое общественное мнение стран Персидского залива в отношении Соединенных Штатов похоже на отношение правительств стран Персидского залива к США после начала спецоперации России на Украине.
Когда 25 февраля Совет Безопасности ООН принял резолюцию, осуждающую Россию за ее действия на Украине, 11 стран, включая США поддержали ее, но непостоянный член СБ ООН ОАЭ воздержались при голосовании вместе с Китаем и Индией. Резолюция была отклонена из-за вето России, однако международное сообщество было сильно удивлено тем, что ОАЭ не пошли привычно в русле политики США.
Министерство иностранных дел ОАЭ тогда выступило с заявлением, в котором специально подчеркивалась необходимость "дипломатии и диалога". Однако арабское спутниковое телевидение "Аль-Джазира", базирующееся в Катаре, заявило, что "Объединенные арабские эмираты больше не находятся на стороне США и Европы и не противостоят России, что отражает происходящее серьезное изменение баланса сил в мире".
Между тем независимые арабские СМИ, базирующиеся в Лондоне, сообщили: "В ОАЭ действуют более 4000 российских компаний в сфере недвижимости, производства продуктов питания, портового хозяйства, авиации, нефтехимии и т. д.". Они подсчитали также, что на выставке вооружений в Абу-Даби в феврале 2021 года было представлено более 400 российских военно-промышленных компаний, у которых Объединенные Арабские Эмираты купили 500 вертолетов и более 300 военных беспилотников.
В связи с введением экономических санкций в отношении нефтедобывающей России в начале марта цены на международные фьючерсы на сырую нефть на нью-йоркской товарной бирже единовременно превысили 130 долларов за баррель, что стало самым высоким показателем почти за 14 лет. В ответ президент Байден попытался провести телефонные переговоры с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом и наследным принцем ОАЭ, чтобы попросить этих фактических правителей обеих стран увеличить добычу нефти, но вашингтонская администрация не могла "пробиться" на связь с ними даже спустя 10 дней после начала российской спецоперации.
Саудовская Аравия и ОАЭ выступают за то, чтобы Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) "держалась вне политики". Они не реагируют на призывы Соединенных Штатов увеличить добычу сырой нефти, чтобы сдержать рост цен на нее, ссылаясь на то, что связаны обязательствами рамок ОПЕК+, в который входит и Россия.
По резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, осуждающей Россию, страны Персидского залива, включая Саудовскую Аравию и ОАЭ, проголосовали "за". На Западе считается, что это результат дипломатического наступления на Ближнем Востоке, когда послы крупнейших развитых стран G7 выступили с совместным заявлением с призывом поддержать резолюцию за день до ее голосования на ГА ООН. Однако в том, что касается инспирированной Западом приостановки членства России в Совете ООН по правам человека, большинство стран Ближнего Востока воздержались от голосования, а 24 страны, в том числе Россия и Китай, выступили против.
На Ближнем Востоке с резолюцией согласились только три страны — Израиль, Турция и Ливия. Однако Сирия, Иран и Алжир, имеющие тесные отношения с Россией, проголосовали против. Шесть стран Персидского залива (Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар), а в общей сложности 12 ближневосточных стран (Египет, Иордания, Ирак, Тунис, Судан и Йемен) от голосования воздержались.
Это говорит о том, что санкции Запада по исключению России из Совета ООН по правам человека не нашли поддержки на Ближнем Востоке. Можно констатировать: тот факт, что все шесть стран Персидского залива воздержались от голосования, указывает на то, что они совсем не так "проамерикански" настроены, как это часто утверждается.
Опросы Вашингтонского института ближневосточной политики (TWI) показывают, что становящееся все более явным снижение влияния США на Ближнем Востоке, особенно в Персидском заливе, в том числе и после начала российской спецоперации на Украине, является не просто изменением подходов политических лидеров Саудовской Аравии и ОАЭ. Эта тенденция отражает динамику изменения ближневосточного общественного мнения и будет иметь самые серьезные негативные последствия для Соединенных Штатов.
Автор: Ясунори Каваками – известный японский политолог, специалист по Ближнему Востоку, исследователь и журналист. Многие годы работал на БВ в Каире, Иерусалиме, Багдаде. Освещал события палестино-израильского конфликта, войны в Ираке, "арабской весны". Автор многих книг, среди которых "Воспоминания о Сабре и Шатиле – 70 лет трагедии", "Ближний Восток и мировая политика", "Египетская революция", "Ближневосточный ислам" и других. В настоящее время проживает в Иордании и Израиле.