Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Цены в Европе растут неравномерно, пишет Financial Times. Основным фактором, влияющим на темп инфляции, является степень энергетической зависимости от России. При этом ее пик ещё не достигнут, предупреждают авторы статьи.
Мартин Арнольд (Martin Arnold), Валентина Ромей (Valentina Romei) и Алан Смит (Alan Smith)
Чем ближе европейская страна к России, тем быстрее там растет стоимость потребительской корзины.
Ключевым, но не единственным фактором скорости роста инфляции после начала российской военной спецоперации на Украине, которая привела к резкому росту цен на ископаемое топливо, является степень энергетической зависимости от России.
Сильно пострадали страны Балтии с соседями, да и сама Украина, ведь они тесно связаны с Россией в том, что касается поставки энергоресурсов. Но рост инфляции отражает также более динамичный экономический рост и недавнее ужесточение условий на рынках труда.
"На фоне восстановления экономического роста и рынков труда после кризиса, который вызвала пандемия коронавируса, а также подъема цен на энергоносители, инфляция в Европе бьет все рекорды, – заявила экономист UBS Анна Титарева. – Ключевым сдерживающим фактором для домохозяйств еврозоны стал резкий рост цен на энергоносители".
Треть стран-членов ЕС столкнулись с инфляцией, темпы роста которой выражаются двузначным числом, причем больше всех страдает Эстония, где за год потребительские цены выросли почти на 19%. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий называет данный феномен "путинфляцией", пытаясь возложить вину за скачок цен на инициированную президентом России Владимиром Путиным спецоперацию.
Наиболее высокий уровень инфляции наблюдается в Турции, где обвал курса лиры и последствия конфликта на Украине привели к росту потребительских цен на 70%.
В 2008 году рухнули банки — и в ближайшее время то же самое произойдет с нашей продовольственной системойМы живем во времена изобилия, и тем не менее количество голодающих в мире растет, пишет The Guardian. Ученые бьют тревогу: глобальная продовольственная система стоит на пороге кризиса. Крупные производители продуктов питания обладают слишком большой властью, а регулирующие органы пустили ситуацию на самотек. Если сейчас не начать менять глобальную продовольственную систему, мир ждет голод.
20.05.202200
Другие страдающие от инфляции страны также сильно зависят от российских энергоносителей. В Литве, например, почти весь соответствующий импорт поступает из России, а в Словакии и Греции – около 50%. По данным Евростата, в прошлом году на долю энергоносителей пришлось более половины общего роста инфляции в еврозоне до рекордных 7,4%. Дорожают и другие товары, в частности продукты питания, алкоголь и табак, на долю которых приходится почти пятая часть годового роста цен.
В США инфляция еще выше – апрельский показатель достиг отметки в 8,3%, хотя с энергоносителями она связана куда меньше, чем в ЕС. Иными словами, США более самодостаточны в области энергоресурсов, чем Европа, но значительный перегрев их экономики привел к скачку цен на несырьевые товары и услуги.
В некоторых странах, особенно в Швейцарии и Франции, нынешний всплеск инфляции выражен не столь явно.
Недавнее укрепление швейцарской валюты, которая считается надежным убежищем в условиях кризиса, стало одним из сдерживающих инфляцию факторов (2,5%). "Очевидно, что сильный франк снижает цены на импорт", – заявила в этом месяце член правления Швейцарского национального банка Андреа Мехлер (Andréa Maechler).
Не последнюю роль здесь играет структура топливно-энергетического баланса Швейцарии, поскольку бóльшую часть электроэнергии она производит не из ископаемого топлива, а из возобновляемых источников, таких как гидро- и ядерная энергетика.
До глобального всплеска инфляции потребительские цены в стране были “чрезвычайно высокими”, поэтому она избрала такую стратегию, которая ограничила возможности компаний для их дальнейшего повышения, отметила старший экономист женевской Pictet Wealth Management Надя Гарби (Nadia Gharbi).
Во Франции рост потребительских цен на треть ниже, чем в Германии, и вдвое ниже, чем в Нидерландах.
“Причины, по которым Франции удалось избежать существенного скачка инфляции, связаны с проводимой правительством политикой”, – заявил Хольгер Шмидинг (Holger Schmieding), главный экономист лондонского офиса Berenberg Bank, со ссылкой на введенное властями ограничение счетов за электроэнергию.
То же самое наблюдается и в Испании, где ограничение цен на газ существенно сократило расходы домохозяйств на электроэнергию и воду, и общая инфляция снизилась после достигнутого в марте 37-летнего рекорда.
В апреле меры защиты семей от резкого роста цен на электроэнергию и топливо замедлили общеевропейскую инфляцию в области энергоносителей, но при этом не помешали ей зафиксироваться на максимальном за все 23 года существования еврозоны уровне в 37,5%.
Что касается Нидерландов, которые импортируют около половины всех энергоносителей из России, цены на них выросли на 83%. Премьер-министр Марк Рютте недавно заявил, что голландцам придется смириться с тем, что в этом году они станут “немного беднее”.
В Великобритании на энергоносители приходится меньшая доля общей инфляции, и все же апрельский рост цен достиг 40-летнего максимума в 9% из-за отмены ограничения цен на энергоносители. А ценники в продовольственных магазинах вынудили главу Банка Англии Эндрю Бейли (Andrew Bailey) извиниться за “апокалипсис” ввиду неспособности к экспорту крупного производителя пшеницы в лице Украины.
Цены на продукты питания и безалкогольные напитки в еврозоне растут еще быстрее. Шмидинг считает, что процесс продолжит ускоряться, поскольку энергетическое давление на стоимость продуктов бьет по потребителю далеко не в полную силу.
Сильнее всего продовольственная инфляция сказывается на домохозяйствах в небогатых регионах, где на предметы первой необходимости люди тратят бóльшую часть доходов. В числе стран, которые подверглись инфляции, измеряемой двузначными показателями, оказались Испания, Португалия, Греция, Польша и Прибалтика.
ЕС стремится снизить зависимость от российских энергоносителей посредством введения постепенного запрета на импорт угля и нефти из этой страны.
Несмотря на то дороговизну альтернативных источников ископаемого топлива и вероятность полномасштабного энергетического кризиса, вызванного прекращением поставок российского газа, большинство экономистов прогнозируют пик инфляции летом с дальнейшим постепенным снижением до конца текущего года.
“При условии отсутствия эскалации конфликта на Украине и очередного скачка цен на энергоносители, я полагаю, мы скоро увидим пик, а затем и снижение инфляции, – подчеркнула Надя Гарби из Pictet. – А его темп будет зависеть как от принимаемых каждой страной политических мер, так и он энергобаланса”.