Су-57 продолжает боевые действия на Украине: вот пять целевых задач, которые он может выполнять

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Конфликт на Украине представляется ценной возможностью для испытаний Су-57 в зоне боевых действий и дальнейшего развития программы, пишет Military Watch. Автор статьи рассказал, какие задачи могут стоять перед истребителем пятого поколения.
После первых сообщений об участии Су-57 в спецоперации на Украине в середине марта истребитель-невидимка нового поколения был замечен в небе над Житомиром. Разгорелись споры, какую задачу он мог выполнять. На сегодняшний день российские ВВС имеют в пределах досягаемости Украины лишь одну малочисленную эскадрилью Су-57 (испытательная часть в 929 Государственном летно-испытательном центре) и во многом полагались на более старые самолеты: истребитель-бомбардировщик Су-34 и истребитель завоевания превосходства в воздухе Су-35. При этом считается, что последний выиграл на театре военных действий ряд воздушных боев.
В связи с этим конфликт на Украине представляется ценной возможностью для испытаний Су-57 в зоне боевых действий и дальнейшего развития программы, – как это делалось с прототипами планера в Сирии. Агентство ТАСС подтвердило 20 мая со ссылкой на источник в оборонной промышленности, что Су-57 были переброшены на театр военных действий "спустя две-три недели" с начала операции, причем отмечалось, что самолеты "работают вне зоны активного поражения средствами ПВО противника, применяя ракетное вооружение". Учитывая все известное на данный момент о возможностях Су-57 и на каком этапе находится программа, вот пять возможных задач для самолета в воздушном пространстве Украины.
Радиоэлектронная атака
Считается, что Су-57 обладает мощнейшими средствами радиоэлектронной борьбы изо всех истребителей на вооружении России. На его корпусе имеется шесть РЛС с электронным сканированием, которые работают в разных диапазонах и прекрасно оптимизированы для нарушения связи противника и "ослепления" его средств противовоздушной обороны. Их дополняет система лазерной защиты против оружия с инфракрасным наведением, однако эти системы меньшей дальности едва ли будут использоваться, поскольку Су-57 держится на расстоянии от украинских средств ПВО. В Су-57 также интегрирована система радиоэлектронной борьбы "Гималаи", которая не локализована в конкретной области фюзеляжа, а распределена по всему планеру, включая крылья, чтобы сильнее мешать системам наведения противника. Таким образом истребитель может использоваться для радиоэлектронной атаки, чтобы подавить противовоздушную оборону противника, ограничить его ситуационную осведомленность и укрепить боеспособность других подразделений. Этого можно добиться, если один Су-57 будет сопровождать целую группу старых самолетов, что позволит даже небольшому звену переломить ситуацию на поле боя.
Испытание сенсоров и сетецентрических возможностей
На Су-57 установлено как минимум вдвое больше РЛС, чем на любом другом истребителе в мире, причем каждый из его шести радаров позволяет отслеживать до шестидесяти целей. Развертывание на Украине позволит истребителю проверить ситуационную осведомленность и улучшить набор датчиков перед расширением серийного производства. Поскольку сухопутные силы Украины обладают крупнейшими в Европе танковыми соединениями, а ее даже сильно истощенные ВВС все еще имеют готовые к бою истребители и десятки беспилотников, театр военных действий может стать одной из лучших симуляций сложной обстановки на поле боя для точной калибровки датчиков Су-57.
Кроме того, можно будет проверить совместимость истребителя с другими российскими средствами, начиная от ракетных систем С-400 в Белоруссии, которые участвовали в военных действиях, и заканчивая более старыми истребителями-бомбардировщиками Су-34. Это может быть особенно ценно для расширения каналов передачи данных и ведения сетецентрических боевых действий следующего поколения, – в этой области Россия долгое время отставала от лидеров – Китая и США. Поскольку Су-57 также предназначен на роль воздушного пункта командования для более старых истребителей Су-35, эта функция также будет испытана при обмене данными с более мощного комплекта датчиков, – при этом для подразделений Су-35 это возможный множитель силы.
Демонстрация возможностей на экспорт
Как и большинство тактических систем эпохи после холодной войны, Су-57 во многом разрабатывался с прицелом на экспорт, и, учитывая живой интерес за рубежом, считается, что развертывание истребителей в Сирии, а в последнее время и на Украине, призвано разжечь аппетит у возможных покупателей и продемонстрировать конструкторские способности России. Хотя маловероятно, что Су-57 выиграет столько же воздушных боев, как Су-35, одно то, что разработанный с нуля планер с крайне ограниченным опытом эксплуатации появился в зоне боевых действий, говорит о том, насколько ВВС России уверены в себе. Уже сообщалось, что заказ на самолеты разместил Алжир. Среди других потенциальных клиентов следует отметить Индию, Вьетнам, Мьянму и Казахстан. Однако экспорт затруднили длительные задержки: сами ВВС России еще не сформировали ни одной полноценной эскадрильи, хотя изначально к 2025 году планировалось выставить на вооружение 200 истребителей. Боевое развертывание серийных самолетов отчасти компенсирует задержку и восстановит доверие в глазах потенциальных клиентов.
Опыт пилотирования в боевых условиях
Как и ВВС США при переходе на истребители пятого поколения F-35, ожидается, что перевод российских пилотов и ремонтных бригад на Су-57 столкнется с трудностями из-за значительного технологического расхождения с предыдущими истребителями. Поскольку в Сирии пилотов ВВС России и другой личный состав перебрасывали по всему театру военных действий, чтобы набрать как можно больше опыта в боевых условиях, то и развертывание Су-57 на Украине – возможность для как можно бóльшей группы получить опыт пилотирования истребителя нового поколения. Еще одно сопутствующее преимущество – это обратная связь с личным составом при доработке самолета, как это было после боевых испытаний Су-35 в Сирии с начала 2016 года.
Испытание оружия вне досягаемости средств поражения
Как и во время развертывания прототипов в Сирии, Су-57 наверняка использовал новое дистанционное оружие для нейтрализации украинских целей с безопасного расстояния – в первую очередь ради испытаний, но и в рамках военных действий. Впервые испытанная в Сирии крылатая ракета Х-59МК2 разрабатывалась как основное вооружение класса "воздух – земля" и оптимизирована для поражения малоразмерных защищенных целей на экстремальных дистанциях. Боеприпас обеспечивает возможности нанесения ударов в дальнем бою, с которыми могут сравниться лишь считанные аналоги. Расширенные возможности ракеты могут сделать Су-57 ценным подспорьем на Украине, несмотря на их небольшое количество. Хотя ожидается, что в большинстве ситуаций вне зоны действия ПВО предпочтение все же будет отдаваться более старому и дешевому оружию, после испытания ракеты в боевых условиях Су-57 вполне смогут наносить такие удары чаще. Хотя на Су-57 установлены одни из самых мощных ракет класса "воздух – воздух" в мире (и это чуть ли не самое заметное преимуществ над китайскими и американскими конкурентами), вероятность их испытаний значительно меньше из-за нехватки у украинских ВВС пилотируемых самолетов. Однако даже сбитый беспилотник сделает Су-57 первым истребителем своего поколения, одержавшим победу в воздушном бою за пределами видимости.
Обсудить
Рекомендуем