Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В результате российско-украинского конфликта стало очевидно, что Европа сохранит зависимость от российского газа, пишет The Globe and Mail. Кроме того, выяснилось, что без удобрений, которые поставляют эти две страны, весь мир накормить невозможно.
Бьорн Ломборг (Bjorn Lomborg)
На долю этих двух стран приходится более четверти мирового экспорта пшеницы, а также значительные объемы ячменя, кукурузы и растительного масла. Вдобавок к жесткой климатической политике и попытке оправиться от пандемии COVID-19 стремительно растут цены на удобрения, энергоносители и транспорт, а цены на продовольствие за последние два года выросли на 61%.
В результате российско-украинского конфликта вскрылся ряд суровых истин. Первая заключается в том, что Европа, считающая себя первопроходцем в области "зеленой" энергетики, сохранит зависимость от российского газа. Оказалось, что в реальности ископаемое топливо по-прежнему имеет решающее значение с точки зрения удовлетворения большей части глобальных потребностей.
Вторая заключается в том, что органическими методами ведения сельского хозяйства весь мир накормить невозможно, зато вполне можно усугубить будущие кризисы. Модные среди 1% населения мира активисты-экологи все чаще навязывают людям убежденность в том, что органическое земледелие может решить проблему голода. Европейский союз активно выступает за необходимость утроить усилия в данном направлении к 2030 году, а один из опросов 2013 года показал, что 50% жителей Германии считают органическое земледелие ключевым элементом борьбы с глобальным голодом.
Однако согласно исследованиям, в расчете на один гектар урожайность данного вида сельского хозяйства ниже в сравнении с традиционным вариантом. Кроме того, органическое земледелие требует от фермеров проведения ротации почв из сегмента производства под пастбищные, паровые и покровные культуры, в результате чего эффективность снижается. В целом, органическое сельское хозяйство на 29-44% менее продуктивно основанного на научном подходе традиционного.
Это не только способствует появлению высоких ценников на органические продукты питания, но и требует чуть ли не вдвое больше земли, чтобы обеспечить потребности того же количества людей, что и сегодня. Учитывая, что под сельское хозяйство отведено около 37% земельных ресурсов планеты, переход на органику подразумевает уничтожение природных богатств при снижении эффективности производства.
Мировой кризис агросырья и удобрений тяжело бьет по ЯпонииYahoo News Japan пишет, что на фоне резкого подорожания агросырья и удобрений из-за украинского кризиса внутренние цены в Японии взлетели на 10% впервые за 42 года. К нему добавилось еще и резкое удешевление японской иены, но в этом виноваты уже США.
30.05.202200
Наглядным примером служит катастрофа, с которой столкнулась Шри-Ланка. В прошлом году правительство страны полностью перешло на органическое земледелие, запретив химические удобрения и назначив советниками по сельскому хозяйству специалистов в области органики, включая тех, кто сомневался в связи между сельскохозяйственными химикатами и проблемами со здоровьем. Несмотря на все громкие уверения в том, что органические методы способны обеспечить урожайность, сравнимую с традиционным сельским хозяйством, в течение нескольких месяцев эта политика не принесла ничего, кроме страданий, включая пятикратное повышение цен на некоторые продукты питания.
Шри-Ланка десятилетиями была самодостаточна в плане производстве риса; а сейчас, к сожалению, вынуждена импортировать его на 450 миллионов долларов. Упало производство основной экспортной культуры страны и основного источника иностранной валюты – чая, экономические потери оцениваются в 425 миллионов долларов. Правительство было вынуждено предложить фермерам компенсацию в размере 200 миллионов долларов и выделить субсидии на 149 миллионов долларов, а вслед за этим последовали политические отставки.
Органический эксперимент Шри-Ланки провалился перед лицом одного неоспоримого факта: у нее недостаточно земли, чтобы заменить синтетические азотные удобрения навозом животных. Чтобы перейти на органику с сохранением производства, потребуется в пять-семь раз больше навоза, чем сегодня.
Синтетические азотные удобрения, которые производят в основном на природном газе, удивительны и имеют решающее значение с точки зрения пищевых ресурсов Земли. Во многом благодаря им за последние полвека объем сельскохозяйственного производства утроился при двукратном увеличении численности населения. Искусственные удобрения и другие современные сельскохозяйственные решения являются причиной сокращения во всех богатых странах количества задействованных на фермах людей, благодаря чему высвобождается рабочая сила для других видов производственной деятельности.
Один из нелицеприятных секретов органического земледелия заключается в том, что в богатых странах подавляющее большинство существующих органических культур зависит от импорта азота из навоза животных, который в конечном счете появляется благодаря используемым на традиционных фермах удобрениям на ископаемом топливе.
Если какая-либо страна – или весь мир – перейдет на полностью органическое производство, без этих ресурсов дефицит азота быстро достигнет столь же катастрофических масштабов, какие мы видели в Шри-Ланке. Вот почему исследования показывают, что переход на органическое производство во всем мире может прокормить только около половины нынешнего населения мира: продукты станут более редкими и дорогими, а доступны будут куда меньшему количеству людей, к тому же при этом пострадает экология.
Для стабильного обеспечения населения планеты продовольствием и противостояния будущим глобальным потрясениям производить продукты питания необходимо более эффективными и менее затратными способами. Время показало, что лучший способ достижения данной цели заключается в улучшении качеств семян, в том числе с помощью генетической модификации, а также повсеместное использование удобрений, пестицидов и ирригационных сооружений. Это позволит производить больше продуктов питания, обуздать цены, не дать разразиться голоду и спасти природу.
Бьорн Ломборг - директор центра "Копенгагенский консенсус" и приглашенный научный сотрудник Гуверовского института при Стэнфордском университете. Его последняя книга называется "Ложная тревога: как паника, связанная с изменением климата, обходится нам в триллионы, причиняет боль бедным и не может исправить положение на планете".