Антироссийское нефтяное эмбарго Европы означает возникновение нового мирового энергетического порядка

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Запад стремится ослабить Россию и лишить ее доходов от продажи энергоресурсов. Но это опасная затея, пишет NYT. Запрет на российскую нефть взвинтит и без того высокие цены на черное золото. Это сильно ударит по мировой экономике, предупреждает автор статьи.
Эти усилия могут причинить ущерб России, но они также взвинтят и без того высокие цены на нефть. Это нанесет вред мировой экономике и обогатит энергетические компании.
Хьюстон — Эмбарго Евросоюза, вводимое на большую часть нефтяного импорта из России, может стать новой встряской для мировой экономики. В результате произойдут кардинальные изменения в глобальной торговле энергоресурсами, российская экономика ослабеет, Китай и Индия укрепят переговорный потенциал, а добывающие страны типа Саудовской Аравии обогатятся.
Европа, США и значительная часть остального мира могут пострадать, так как нефтяные цены, поднимающиеся в гору на протяжении нескольких месяцев, могут вырасти еще больше — ведь Европа будет покупать энергоресурсы у более отдаленных поставщиков. Европейским компаниям придется рыскать по миру в поисках такой нефти, которую их НПЗ смогут перерабатывать столь же легко, как и российскую. Периодически будет возникать дефицит определенных видов топлива, таких как солярка, которой заправляют грузовики и сельскохозяйственную технику.
По сути дела, Европа променяла одного непредсказуемого поставщика нефти (Россию) на таких же нестабильных экспортеров с Ближнего Востока.
Европа бросилась в погоню за новыми поставками нефти, а Россия начала поиски новых покупателей для своего топлива, и в результате они не оставят без внимания ни один уголок нашего мира, говорят эксперты. Но оценить последствия для каждой страны и для каждой компании сложно, потому что руководители, главы энергетических фирм и трейдеры будут реагировать по-разному.
Китай и Индия в определенной мере защищены от бремени высоких нефтяных цен, потому что Россия предлагает им нефть со скидкой. За последние два месяца Россия стала вторым поставщиком нефти для Индии, стремительно обогнав другие крупные добывающие страны, такие как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. В Индии есть несколько крупных нефтеперерабатывающих заводов, которые могут получить огромные прибыли, перерабатывая российскую нефть в дизельное и прочие виды топлива, пользующиеся большим спросом в мире.
Похоже, антироссийские санкции начинают обходитьПараллельный импорт в Россию означает, что подсанкционные товары россияне будут ввозить без ведома и разрешения производителя, если сделка заключается с третьей стороной, сообщает Suomenmaa. Финская таможня признает, что риск обхода санкций возрос.
Западные лидеры преследуют цель ослабить президента Владимира Путина <…>. Для этого они решили лишить его миллиардов долларов, получаемых Россией от продажи энергоресурсов. Они надеются своими действиями принудить российские нефтедобывающие компании закрыть скважины, так как у Москвы не очень много нефтехранилищ, где она может хранить добытое топливо, пока ищет новых покупателей. Но это опасная затея, и она может потерпеть неудачу. Если цены на нефть существенно вырастут, общая сумма российских доходов от ее продажи уменьшится незначительно.
Другие нефтедобытчики, такие как Саудовская Аравия и западные нефтяные компании типа Exxon Mobil, BP, Shell и Chevron, тоже получат выгоду просто благодаря повышению цен. С другой стороны, потребителям и компаниям во всем мире придется больше платить за каждый литр топлива и за товары, доставляемые поездами и грузовиками.
"Это очень важно, беспрецедентно, — говорит Роберт Макналли (Robert McNally), работавший советником по энергетике у президента Джорджа Буша-младшего. — Это внесет коренные изменения не только в коммерческие, но и политические и геополитические отношения".
Руководство ЕС пока не обнародовало все детали своего плана по отказу от российской нефти. Но оно говорит, что такой план вступит в силу через несколько месяцев. Это даст европейцам время на подготовку, но и Россия с партнерами тоже получит запас времени для поиска обходных путей. Сейчас непонятно, кто сумеет лучше приспособиться к новым реалиям.
Как говорят европейские чиновники, Евросоюз введет эмбарго на поставки российской танкерной нефти и нефтепродуктов, таких как дизтопливо. Это две трети от общего объема европейского импорта из России. Эмбарго на нефть будет вводиться в течение шести месяцев, а на дизельное топливо и прочие нефтепродукты — в течение восьми месяцев.
Кроме того, Германия и Польша пообещали отказаться от импорта трубопроводной нефти из России. Таким образом, Европа к концу года сможет сократить импорт из России на 3,3 миллиона баррелей в день.
ЕС также заявил, что европейские компании больше не смогут страховать танкеры, перевозящие российскую нефть куда бы то ни было. Этот запрет будет введен также через несколько месяцев. Поскольку самые крупные в мире страховщики находятся в Европе, данный шаг приведет к значительному увеличению затрат на транспортировку российских энергоресурсов. Правда, страховые компании из Китая, Индии и из самой России смогут теперь забрать часть этого бизнеса себе.
Европейский союз: насколько эффективны санкции против РоссииПоражение Украины приведет к росту "ревизионистских" настроений во всем мире, пишет католическая газета "Ла круа". При этом автор статьи выступает за отнюдь не христианские методы борьбы: санкции и оружие.
До начала российской спецоперации на Украине примерно половина нефтяного экспорта из России уходила в Европу. Сумма финансовых операций составляла 10 миллиардов долларов ежемесячно. В последнее время объемы продаж российской нефти в страны Евросоюза несколько снизились, а США и Британия вообще отказались от импорта из России.
Некоторые аналитики говорят, что благодаря новым европейским усилиям континент сможет снизить свою зависимость от российских энергоресурсов, а политическое влияние Путина в западных странах ослабнет.
"Будет много геополитических последствий, — объясняет Меган О’Салливан (Meghan L. O’Sullivan) из школы имени Кеннеди Гарвардского университета. — Эмбарго поможет США глубже проникнуть в мировую энергетическую экономику и укрепит энергетические связи между Россией и Китаем".
А еще западные лидеры надеются, что своими действиями они ослабят позиции России в мировой энергетической отрасли. Их замысел состоит в следующем. Несмотря на попытки найти новых покупателей в Китае, Индии и других странах, Россия в целом будет экспортировать меньше нефти. В результате российским нефтедобывающим компаниям придется закрывать скважины. Возобновить их работу будет очень непросто из-за сложностей при проведении буровых работ и добычи в суровых условиях Арктики.
Тем не менее новая европейская политика стала результатом компромиссов между странами, способными без проблем найти замену российским энергоресурсам, и теми государствами, которым очень непросто ликвидировать зависимость от России, или которые не желают это делать, скажем, Венгрия. Вот почему 800 000 баррелей российской нефти, ежедневно перекачиваемой в Европу по трубопроводам, пока исключили из эмбарго.
Европейцы решили постепенно вводить ограничения на страхование российских танкерных поставок нефти, потому что они очень важны для отрасли морских перевозок Греции и Кипра.
Некоторые эксперты предупреждают, что такие компромиссы снижают эффективность новых европейских мер.
"Почему надо ждать шесть месяцев? — спрашивает Дэвид Голдуин (David Goldwyn), занимавший важный пост в Госдепартаменте при администрации Обамы и отвечавший за вопросы энергетики. — Санкции уже сформированы, и теперь произойдет только то, что мы увидим, как все больше российской нефти и нефтепродуктов уходит в другие пункты назначения. Но это необходимый первый шаг".
Вопреки нефтяному эмбарго зависимость Европы от российского газа сохранится еще на какое-то время, скорее всего, на несколько лет. Это позволит Путину сохранить какие-то рычаги влияния, особенно если во время холодной зимы резко вырастет спрос на газ. У европейского руководства небогатый выбор альтернатив российскому газу, потому что самые крупные в мире поставщики этого топлива в лице США, Австралии и Катара не смогут существенно увеличить объемы экспорта.
ЕС должен забыть о санкциях – они несут больше вреда, чем пользыБессмысленные санкции против России провалились, утверждает колумнист The Guardian Саймон Дженкинс. Читатели газеты с ним согласны и называют происходящее безумием. Санкции бьют не по России, а по Европе и всему миру, заявляют они.
У России есть и другие козыри, позволяющие ослабить эффективность европейского эмбарго. Китай для России становится все более важным и значительным рынком. Две страны соединены трубопроводами, которые работают почти на пределе возможностей. В последние месяцы Китай увеличил танкерные перевозки российской нефти.
Саудовская Аравия и Иран могут оказаться в проигрыше из-за увеличения российских продаж в Китай, а ближневосточные поставщики вынуждены снижать свои цены, чтобы успешно конкурировать с российской нефтью, продаваемой со скидкой.
О’Салливан отмечает, что отношения между Россией, Саудовской Аравией и другими членами альянса ОПЕК+ могут осложниться, так как Москва и Эр-Рияд соперничают в попытке увеличить и сохранить свою долю рынка в Китае.
Хотя коммерческие связи в сфере энергопоставок пришли в беспорядок, крупные поставщики типа Саудовской Аравии и ОАЭ в целом выигрывают от военных действий в Европе. Многие европейские компании сегодня с большим желанием увеличивают закупки нефти на Ближнем Востоке. Саудовские доходы от экспорта нефти увеличиваются и в этом году могут установить рекорд. Благодаря этому активный торговый баланс королевства может увеличиться до 250 с лишним миллиардов долларов.
В выигрыше также окажется Индия, потому что ее крупные нефтеперерабатывающие заводы могут работать с российской нефтью, делая из нее дизтопливо. Часть этого топлива может в итоге оказаться в Европе, хотя сырье для него пришло из России.
"Индия фактически превращается в нефтеперерабатывающий хаб для Европы", — отметили недавно в своем докладе аналитики из RBC Capital Markets. Но покупка дизтоплива в Индии приведет к увеличению европейских затрат, потому что перевозить топливо из Индии морем дороже, чем перекачивать его по трубам с российских НПЗ. "Неожиданным последствием стало то, что Европа по сути дела импортирует инфляцию для своих собственных граждан", — подчеркнули аналитики.
Индия получает из России примерно 600 000 баррелей в день, что намного больше показателя прошлого года в 90 000 баррелей. Тогда Россия была незначительным поставщиком. А теперь она заняла второе место по поставкам после Ирака.
Но Индии будет трудно продолжать закупки в России, если из-за запретов ЕС для европейских страховых компаний на страхование нефтяных поставок из России очень сильно вырастут издержки.
"Индия в выигрышном положении, — сказала Хелима Крофт (Helima Croft), возглавляющая в RBC отдел сырьевой стратегии. — Но это продлится лишь до тех пор, пока против нее не будут введены вторичные санкции".
Автор: Клиффорд Краусс (Clifford Krauss)
Обсудить
Рекомендуем