Россия может перенять стратегию Ирана, чтобы обойти нефтяные санкции

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Евросоюз объявил о частичном эмбарго на российскую нефть, однако существует множество способов его обойти, что доказал опыт Ирана, пишет OilPrice. Тегеран может многому научить Россию, и речь не только о перегрузке товара с танкера на танкер в море.
Саймон Уоткинс (Simon Watkins)
Как на прошлой неделе заявил глава Европейского Совета Шарль Мишель, введенный Евросоюзом запрет на импорт российской нефти, поставляемой по морю, скорее всего, затронет около 75% поставок российской нефти в страны блока, и к концу года эта цифра вырастет примерно до 90%. В какой именно мере ЕС удастся реализовать этот запрет, пока неясно. Об этом свидетельствуют результаты подробного анализа, недавно проведенного OilPrice.com. Тем не менее, перспектива существенного сокращения доходов от экспорта сырой нефти в результате теперь уже согласованного в Евросоюзе запрета на импорт – в дополнение к действующим санкциям Соединенных Штатов – заставила Москву искать способы обойти ограничения, как сделало бы любое другое предприимчивое государство-изгой. К счастью для Кремля, существует целый ряд действенных способов обходить запреты Запада, о чем свидетельствует опыт Ирана, прожившего под санкциями более 40 лет.
Иран научился уклоняться от ограничений, введенных против него как Евросоюзом – особенно в период с 2011-2012 по 2015 год, когда было подписано соглашение о реализации Совместного всеобъемлющего плана действий (так называемая "ядерная сделка"), – так и Соединенными Штатами, которые начали вводить ограничения сразу после Исламской революции 1979 года. И делает он это настолько мастерски, что в декабре 2018 года на Дохийском форуме министр иностранных дел Ирана Мохаммад Зариф (Mohammad Zarif) сказал: "Если и есть искусство, в котором мы достигли совершенства и которому мы можем научить других за определенную плату, то это искусство уклоняться от санкций". Ближе к концу 2020 года тогдашний министр нефти Ирана Бижан Зангане (Bijan Zangeneh) отчасти пояснил, в чем состоит суть этого проверенного метода обхода ограничений: "Мы экспортируем не под именем Ирана. В документы и спецификации постоянно вносятся изменения".
Существует огромное множество методов, с помощью которых Иран успешно уклонялся от большинства санкций, вводившихся против него все эти годы, и я подробно анализирую их в своей новой книге, посвященной глобальным нефтяным рынкам. Некоторые из этих методов предполагают участие соседнего Ирака, на который Иран до сих пор оказывает значительное влияние – посредством различных политических, экономических и этнических факторов, подкрепляемых присутствием его ставленников в регионе. Основная стратегия заключается в том, чтобы "переименовывать" иранскую нефть в иракскую – в настоящее время против Ирака как экспортера не действуют никакие санкции, – а затем перевозить ее туда, куда нужно. Большую часть этого сырья можно спокойно поставлять посредством существующей нефтеэкспортной инфраструктуры, в том числе с помощью огромных танкеров, которые загружают в ключевом иракском порту Басра. Кроме того, эту нефть можно отправлять напрямую в Южную Европу через турецкий порт Джейхан по нефтепроводам, которые пролегают через полуавтономный регион Ирака, Курдистан, хотя в поставках через него уже много лет случаются перебои. Кроме того, сейчас обсуждаются планы строительства новых трубопроводов, ведущих из Ирака в Иорданию и Сирию.
Россия поставляет в Европу больше нефти, чем до начала спецоперацииЕвросоюз объявил о частичном запрете на российскую нефть, однако поставки черного золота постоянно увеличиваются, пишет The Economist. Страны Восточной Европы расхватывают дешевую нефть и не будут спешить с эмбарго.
Эти методы поставки нефти из Ирака можно при необходимости дополнять и другими хитростями транспортировки, которые я тоже анализирую в своей новой книге. Одна из основных таких хитростей заключается в том, чтобы "выводить из строя" – фактически отключать – так называемую автоматическую идентификационную систему на кораблях, которые перевозят иранскую нефть, а также указывать ложную информацию о пункте назначения в сопроводительных документах, о чем упоминал Зангане. Такое сырье – которое всегда продается со скидкой от базовой цены – обычно доставляется в те порты южноевропейских стран, где действует менее жесткий режим контроля, главным образом речь идет об Албании, Черногории, Боснии и Герцеговине, Сербии, Македонии и Хорватии. А уже оттуда нефть можно легко переправить более крупным европейским потребителям, в том числе через Турцию.
Что касается поставок в азиатском направлении, надежные маршруты отправки нефтяного экспорта в Китай пролегают через Малайзию (и в меньшей степени через Индонезию). Фактически нефть, предназначенная для Китая, перегружается посреди моря или прямо у выхода из портов с иранских танкеров на танкеры, идущие под флагами других стран. Кроме того, одно время Иран просто менял свои флаги на флаги Панамы, пока Соединенные Штаты не начали активно следить за соблюдением санкций на транспортировку. Более того, как показала ситуация вокруг танкера Adrian Darya 1, Иран до сих пор остается крупным поставщиком нефти в Сирию. Интенсивность, с которой Иран пользуется этими непосредственными способами обходить санкции, увеличилась после запуска трубопровода "Гуре-Джаск", который на пике своей мощности позволит Ирану ежедневно переправлять минимум миллион баррелей нефти в любом направлении по всему миру.
Будет уместным отметить, что в настоящее время существует несколько сортов российской нефти, которые по своим характеристикам очень близки к соответствующим сортам нефти из Ирана – и из Ирака. Это сходство долгое время было одной из главных причин того, почему во всех 10-летних соглашениях о сотрудничестве России с Ираном обязательно присутствовал пункт о "понимании" со стороны Тегерана, который обещал не отправлять большие объемы своей легкой нефти в Европу, поскольку это могло поставить под угрозу российский экспорт – и, соответственно, геополитическое влияние Москвы в регионе.
Как сообщили источники, близкие к Министерству нефти Ирана, с которыми OilPrice.com удалось побеседовать на прошлой неделе, в этом прежнем устоявшемся соглашении об "очевидной" демаркации границ нефтяных поставок из России, Ирана и Ирака произошли "существенные изменения" в ходе недавней поездки вице-премьера России Александра Новака. "Основа для нового соглашения касательно потоков сырой нефти из России, Ирана и Ирака была заложена на январских встречах [в Москве, когда туда приехал президент Ирана Эбрахим Раиси (Ebrahim Raisi)], и стороны продолжили его обсуждение в последние несколько недель", – сообщили источники.
В центре внимания России сейчас оказались вовсе не те методы, с помощью которых Иран отправлял нефть в Китай в обход санкций, – Москва уже решила для себя этот вопрос, о чем свидетельствуют результаты анализа OilPrice.com. Россию в гораздо большей степени интересуют схемы Ирана для осуществления поставок в Европу. По оценкам Евросоюза, его эмбарго затронет примерно 2,3 миллиона баррелей российского импорта нефти в день в течение ближайших шести месяцев и еще 1,2 миллиона баррелей импорта нефтепродуктов в день к концу года. Для России сейчас открыты все проработанные Ираном способы обхода санкций, включая практически всегда успешные схемы с участием Ирака. Кроме того, есть признаки того, что Багдад сумеет открыть еще более прямые маршруты поставок нефти, которая якобы начинает свой путь в Ираке и заканчивает его в Европе.
Почему рынок удобрений может послужить для России скрытым рычагом воздействияКвоты на экспорт удобрений, введенные Россией, приведут к ещё большему росту мировых цен на продукты питания, пишет The Hill. Интересно, что Запад хочет одновременно и вводить санкции против Москвы, и иметь доступ к её сельскохозяйственной продукции.
Согласно заявлению, с которым на прошлой неделе в комитете иракского парламента по делам нефти, газа и природных ресурсов выступил Алаа аль-Яриси (Alaa al-Yasiri), генеральный директор иракской Государственной организации по продаже нефти (State Organization for Marketing of Oil), его компания уже обратилась к французским торговым компаниям с предложением поставлять нефть в Европу. По словам Яриси, Ирак предлагает свое сырье многим нефтеперерабатывающим предприятиям по всему миру, что может обеспечить второго крупнейшего производителя среди стран ОПЕК возможностью извлечь огромную выгоду из стремления Европы "найти альтернативы поставкам из России". Как уже несколько раз писали аналитики OilPrice.com, у Багдада не будет "дополнительных объемов нефти" на экспорт, пока он не решит ключевые проблемы с нефтяной инфраструктурой, поэтому довольно любопытный вопрос заключается в том, откуда он будет брать то сырье, которое он уже сейчас обещает французским торговым компаниям.
Что особенно интересно, в тот самый момент, когда Ирак заявил о возможности внезапно заметно увеличить объемы своих нефтяных поставок, пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков сообщил, что Россия предпринимает "целенаправленные, системные действия, которые позволят нам минимизировать негативные последствия [любого введенного Евросоюзом запрета на российские нефтяные поставки в Европу]". Этот комментарий стал продолжением целой череды подобных высказываний, прозвучавших из уст министра иностранных дел России Сергея Лаврова, который говорил, что его страна ищет новые способы работать с государствами, готовыми продолжать торговать с ней, не прибегая к помощи западной финансовой архитектуры. Во время визита в Индию Лавров сказал следующее: "Мы найдем способ преодолеть искусственные препятствия, созданные незаконными односторонними санкциями Запада. Это также относится и к сфере военно-технического сотрудничества".
Обсудить
Рекомендуем