Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Христиан в Нигерии все чаще убивают, похищают и регулярно подвергают насилию и пыткам, пишет The Spectator. По мнению автора статьи, руководству страны нужно более активно бороться с радикальными исламистами.
Кунвар Хулдун Шахид (Kunwar Khuldune Shahid)
Десятки верующих христиан, в том числе несколько детей, были убиты в воскресенье в результате вооруженного нападения на церковь в нигерийском городе Ово. По первоначальным оценкам, количество погибших составляет не менее 70 прихожан, но это число будет расти, учитывая, что этот храм, католическая церковь Святого Франциска, имеет один из крупнейших приходов в юго-западном штате Ондо.
Нигерия переживает массовую вспышку террористических нападений. За последние полгода боевики убили 48 человек в северо-западном штате Замфара, устроили кровавое побоище в деревне в штате Плато, в ходе которого погибли 100 жителей, и совершали налеты на поезда и автобусы, в результате чего десятки человек погибли, и сотни пропали без вести. По данным службы регистрации преступлений Nigeria Security Tracker, только в первом квартале 2022 года было убито, по меньшей мере, три тысячи нигерийцев и похищено полторы тысячи человек.
Большинство недавних нападений совершено "бандитами" — местными боевиками, которые ответственны и за волну киднеппинга в Нигерии. Однако — подобно тому, как местные банды позаимствовали методы у "Боко Харам"* для похищения школьников, — различные воинствующие группировки все чаще терроризируют население Нигерии по методичкам джихадистов.
Джихадисты, связанные с организацией "Боко Харам" или (с 2015 года) "Западноафриканская провинция Исламского государства" (ISWAP)*, боевики которой, как сообщается, шестого июня подожгли грузовики и похитили пассажиров в деревне Лаван Майнари на северо–востоке штата Борно, были главными исполнителями терактов в стране. И это не говоря о продолжающейся между двумя группировками войны за влияние на территории государства (обычно ISWAP описывают как входящую в структуру "Боко Харам", но в этом регионе две группировки яростно соперничают — прим. ИноСМИ).
Боевики нигерийских джихадистских группировок в стремлении поддержать воинствующий ислам находят поддержку со стороны радикальных исламистских группировок, которые их и подстрекают. При этом растет число случаев линчевания, спровоцированных обвинениями в богохульстве. Именно христиане, которые составляют чуть менее половины (46%) населения по сравнению с 53% мусульман, приняли на себя основной удар насильственной расправы.
В мае в штате Сокото из-за голосового сообщения в WhatsApp, которое сочли кощунственным по отношению к пророку Мухаммеду, была жестоко забита камнями и заживо сожжена сокурсниками Дебора Сэмюэль (Deborah Samuel). В прошлом месяце в Лагосе был подвергнут линчеванию звукорежиссер Давид Имо (David Imoh). Далее были совершены нападения на церкви по всему штату, и насилие против христиан ужесточилось. На прошлой неделе похитили главу методистской церкви страны Сэмюэля Кану (Samuel Kanu). За неделю до этого жертвами киднеппинга стали двое католических священников в северо-западном штате Кацина.
По некоторым статистическим данным, в прошлом году в Нигерии было убито по меньшей мере 4 650 христиан. С июля 2009 года, когда "Боко Харам"* впервые подняла восстание в регионе, ее жертвами стали более 45 тысяч человек. Большинство убийств христиан за последнее десятилетие были совершены боевиками этой группировки и ISWAP, но представителей религиозной общины преследуют не только джихадистские группировки.
В последние годы на нигерийских христиан все чаще нападают боевики из общины фулани, этнической мусульманской группы. Многие местные жители, в том числе депутат парламента от штата Ондо Адейеми Олайеми (Adeyemi Olayemi), считают, что воскресный теракт, о причастности к которому пока никто официально не заявил, также был совершен боевиками фулани. В декабре их ассоциация даже выступила с предупреждением церквям в Замфаре, заявив, что они рискуют подвергнуться нападениям, если и дальше будут проводить службы.
Боевики фулани тоже часто нападают на церкви, убивая десятки христиан и похищая священников. В период с 2017 по 2020 год пастухи из общины совершили 654 нападения и убили 2 539 нигерийцев. Поначалу нападавшие применяли насилие для захвата сельскохозяйственных угодий у конкурирующих группировок, в том числе у представителей преимущественно христианского народа берома. Однако в последние годы их агрессия в штатах Среднего пояса (Центральной Нигерии) приобрела религиозный оттенок.
Борьба за сельскохозяйственные угодья, которые уже были разделены среди жителей по этнорелигиозному признаку в зависимости от принадлежности к племенам, была радикально исламизирована вдоль Среднего пояса, который разделяет север с преобладающим мусульманским населением и юг, где в основном живут христиане. Рост могущества и влияния "Боко Харам"* возродил стремление к джихаду у фулани. Похожее происходило во время восстаний XVIII-XIX веков в Западной Африке во главе с представителями фулани против королевства хауса, при этом боевики сегодня все чаще ссылаются на исламистскую и джихадистскую риторику.
Президент Нигерии Мухаммаду Бухари (Muhammadu Buhari), отставной армейский генерал, победил на выборах в 2015 году и в 2019-м переизбрался за счет клятв укрепить безопасность Нигерии, ситуация в которой становилась все более нестабильной. Он не только пристально наблюдает за масштабным насилием в своей стране, но, по мнению некоторых, недостаточно делает для того, чтобы с ним бороться. Многие считают, что усиление авторитарных наклонностей Бухари является неизбежным возвратом к военному перевороту 1983 года, в результате которого он правил страной в течение двух лет (на фоне пустых заявлений о том, что теперь он — "новообращенный демократ"), угрожая ограничить свободу прессы и социальных сетей. Президента обвиняют в том, что он недостаточно жестко относится к боевикам фулани, склонен использовать исламистскую риторику и даже поддерживает бывших сторонников джихада в своем правительстве. Сам Бухари отвергает критику, в том числе о том, что он оправдывает убийства и потворствует им, и ранее отмечал, что в секторе безопасности были достигнуты успехи, несмотря на проблемы, с которыми сталкивается администрация.
Очевидно, что для того, чтобы действительно ликвидировать террористические группировки в Нигерии, необходима реальная политическая воля, готовность придерживаться светских демократических ценностей. Кроме того, нужна модернизация системы безопасности. Учитывая, что христиане подвергаются нападкам как в штатах, управляемых в соответствии с законами шариата, так и в других районах, в Нигерии следует искоренить идеологическую риторику радикального ислама. В противном случае наиболее уязвимые слои населения будут и дальше подвергаться безжалостным нападениям в стране, где степень исламизации неуклонно растет и где границы между джихадистскими группировками и другими отрядами боевиков с каждым днем размываются.
*террористическая организация, запрещена на территории России
**террористическая организация, запрещена на территории России