Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Становится все очевиднее, что в дальнейшем великий разлом будет пролегать между историческим и антиисторическим режимами
Деклан Лири (Declan Leary)
Кем является Толстой для украинцев? Не смейте произносить имя Толстого!
Чтобы вы не думали, что расовые радикалы Америки обладают монополией на уничтожение исторического наследия, либеральная элита Украины инициировала свою собственную кампанию по посмертному "вычеркиванию". И сейчас список их жертв возглавляет великий писатель XIX века Лев Толстой.
Толстой, родившийся в старинной дворянской семье на западе России в 1828 году, известен всему миру благодаря таким своим монументальным трудам, как "Война и мир" и "Анна Каренина". Его именем названа площадь и станция метро в Киеве, хотя теперь уже, скорее всего, ненадолго. Власти Киева обдумывают возможность переименовать эти два объекта в честь Василия Стуса – украинского поэта и диссидента, жившего в советскую эпоху, чье наследие по своим масштабам не идет ни в какое сравнение с наследием великого русского писателя.
Этот шаг является частью более широкой кампании по "деколонизации" украинской культуры, цель которой заключается в уничтожении любых связей этой молодой славянской страны с ее более крупной соседкой. Эта кампания, которая преподносится как полный отказ от русского империализма, в действительности выглядит глупой и обреченной на провал. И выбор Толстого в качестве одной из главных жертв помогает объяснить почему.
Когда Толстому было немногим за 20, он служил офицером артиллерии в Русской императорской армии во время Крымской войны 1853–1856 годов, в которой Украина была всего лишь площадкой сражений между Россией и альянсом западных держав (и Османской империей). За свою относительно короткую службу Толстой успел побывать с осажденном Севастополе и принять участие в самых кровавых сражениях той войны. Кровопролитие, с которым он столкнулся в Крыму, сделало Толстого ярым противником любого насилия и сторонником христианского анархизма, в результате чего духовные и светские власти в Москве стали относиться к нему с глубокой подозрительностью. В более поздние годы Толстой некоторое время жил на побережье Черного моря в Гаспре, находившейся на территории Крыма, который Украина сейчас пытается вернуть. Поэтому, если уж речь действительно идет об искреннем негодовании по поводу жестокостей войны, то мы вряд ли сможем найти более рьяных ее противников, чем пацифист Лев Толстой.
Имена других жертв кампании "деколонизации" указывают на наличие более прозаических проблем с "дерусификацией" Украины. Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский родился в Воткинске – на российской стороне современной российско-украинской границы. Но его прадед был казаком, который отличился в сражении против шведов под Полтавой в 1709 году, и его семейные корни в современной Украине глубоки и весьма примечательны. В его честь названа киевская консерватория, хотя теперь власти рассматривают возможность переименовать ее и еще несколько улиц. Ведущие деятели украинского мира музыки даже настаивают, что произведения Чайковского и других великих русских композиторов больше не должны исполняться на Украине.
Страна (Украина): «Все мерзавцы. И гетман, и Петлюра». Что писал Михаил Булгаков о Киеве, украинизации и внешнем управленииВ день рождения Михаила Булгакова, жизнь которого была тесно связана с Киевом, украинское издание вспоминает множество его цитат об Украине и будущем Киева, а также о разнице между киевлянами и москвичами.
16.05.202100
Михаил Булгаков вряд ли может соперничать с Толстым по величине наследия, однако его роман "Мастер и Маргарита" заслуженно считается одним из величайших произведений XX столетия. Булгаков родился в Киеве в 1891 году в семье, в которой было множество православных священников. Он получил медицинское образование на Украине, и он впервые надолго покинул Киев, только когда его отправили военным врачом на линию фронта в Первой мировой войне. Позже он несколько раз переезжал из России на Украину и обратно, а затем, когда ему было 30, окончательно обосновался в Москве. Имея некоторый опыт работы журналистом, Булгаков стал писателем и сатириком, и Иосиф Сталин лично запретил некоторые его работы.
Был ли Чайковский украинцем? Был ли Булгаков русским? Я бы ответил на оба эти вопроса утвердительно. Но я ответил бы так же утвердительно, если бы вопросы были заданы наоборот. В истории нет белого и черного, и невозможно прочертить четкую черную линию между двумя странами, чьи связи были настолько крепкими и настолько давними.
Владимир Путин, несомненно, это знает. Однако на его интерпретацию фактов влияет фанатичный национализм и паника, которая охватывает его при мысли об иностранных державах, подкрадывающихся к границам его страны. Да, Украина – фейковая страна. Возможно, на нашей планете можно насчитать всего около полудюжины стран, которые не являются таковыми. Но сложности истории, цивилизации и империи не стоит считать абсолютными величинами перед лицом современного национализма, национальных государств и войны.
Власти Украины и западных стран оказывают себе чрезвычайно плохую услугу, когда они пытаются ответить на искаженную правду Путина откровенными подделками. В самом начале текущего конфликта американское посольство в Киеве публиковало в твиттере весьма противоречивый мем, который, как кому-то, видимо, казалось, должен был подорвать имперские претензии Путина.
Разумеется, подобное напрямую подпитывает аргументы Путина. История Киева, которой уже более тысячи лет, – это история России в той же мере, что и история Украины. Можно сколько угодно спорить о том, какие политические выводы можно из этого сделать, но отрицать этот факт не получится. Стараясь отколоть культуру и историю одной страны от культуры и истории другой, эти люди лишь доказывают, что сделать это невозможно, да и не нужно.
Становится все очевиднее, что в дальнейшем великий разлом будет пролегать между историческим и антиисторическим режимами – между теми, кто признает мощь истории и реальность укоренившегося порядка, и теми, кто признает только абстракции, оторванные от людей, которые заложили их основы.
В своих попытках спаять гипернационализм с новой либеральной идентичностью Украина оказалась в таком положении, в котором она разрывается между этими двумя полюсами. Эта дилемма знакома многим на Западе, и для украинцев она имеет такое же жизненно важное значение, как и для каждого из нас.