Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Европарламент проголосовал за полный запрет продаж новых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания начиная с 2035 года. Под запрет подпадают машины с бензиновым, дизельным и гибридным двигателем. Хотя эта мера еще должна быть утверждена Европейским советом, немецкая Süddeutsche Zeitung считает, что в окончательном принятии закона сомневаться не приходится, поскольку он был изначально инициирован Брюсселем. Таким образом, на заседании в Страсбурге депутатам от "зеленых" и левоцентристских партий удалось преодолеть сопротивление консервативного блока и принять соответствующее решение при раскладе 339 голосов "за", 249 "против" и 24 воздержавшихся.
Согласно американскому телеканалу CNN, депутатам Европарламента удалось таким образом навязать одну из самых радикальных в мире инициатив об отказе от традиционных автомобилей. Либеральная пресса ликует: британская Guardian назвала решение "важнейшей победой в деле защиты климата", а испанская Vanguardia – "смертным приговором двигателям внутреннего сгорания".
Однако не все согласны с запретом традиционных авто. Бельгийская La Libre Belgique пишет: "Насколько популярны будут электрокары у населения? Их высокая цена является главным препятствием в условиях нынешнего экономического кризиса, ведь с начала украинского конфликта стоимость аккумуляторных батарей и электричества резко выросла". Вызывает вопросы и создание инфраструктуры для электромобилей, в частности, сети зарядных станций. Еврокомиссия настаивает на создании уже к 2025 году сети общественных точек подзарядки с интервалом не более 60 км на основных автобанах ЕС. Хватит ли на это финансирования?
Не исключено, что отдельные государства Европы будут оспаривать скоропалительные планы Брюсселя. В частности, президент Франции Макрон добивается продления срока на использование автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Об этом он заявил на встрече с представителями завода Renault. Евродепутат Йенс Гизеке от немецкой консервативной партии ХДС обвинил "зеленых", либералов и социал-демократов в насильственном навязывании электромобилей гражданам ЕС. По словам Гизеке, этот план ставит под угрозу конкурентоспособность Европы и занятость на континенте. Сожаление выразило и объединение автомобилистов Германии ADAC: "Электромобили не помогут решить амбициозные планы по защите окружающей среды, предпочтительнее развивать технологию климатически нейтральных моторов внутреннего сгорания".
Американское издание Politico отмечает, что планы Брюсселя нанесут особенно тяжелый удар по автопрому Восточной Европы, у которого не останется времени для перехода на новые технологии. Кроме того, сотни тысяч работников автомобильной промышленности во всем Евросоюзе потеряют работу (в одной только Италии – 73 тысячи человек), поскольку производство электромобилей требует гораздо меньшего количества рабочей силы.
Водителей беспокоит тот факт, что у электромобилей низкий запас хода, особенно зимой, и часто происходят проблемы с зарядкой батареи. Езда на большие расстояния и в сложной пересеченной местности также представляется проблематичной.
Добавляются и проблемы технического характера: согласно исследованиям, вес батареи делает электромобиль значительно тяжелее традиционных авто. К тому же, производство и утилизация батарей представляют большую нагрузку на окружающую среду. Однако главный момент – финансовый: пока что электромобили значительно дороже классических авто. При этом и ремонт в случае неисправности обойдется дороже. В условиях рецессии и падения уровня жизни на Западе переход на электромобиль может стать непозволительной роскошью. В целом, переход на электромобили представляется длительным и сложным процессом. В данное время в Германии зарегистрированы 31 млн автомобилей с бензиновым и 15 млн с дизельным двигателем, а также миллион машин с гибридным или газовым двигателем. Электромобилей насчитывается всего один миллион единиц.
Переход на электромобили является частью "зеленой повестки", навязанной Евросоюзу совместными усилиями "зеленых", прежде всего немецких, и левоцентристских партий Европы. В эту программу входит максимальная декарбонизация, поэтапный отказ от технологий, связанных с газом и нефтью. Однако нынешний конфликт на Украине и резкий рост цен на энергоносители могут серьезно нарушить эти планы. По мнению независимых обозревателей, "зеленый переход" в энергетике ляжет тяжелым грузом на плечи европейских налогоплательщиков, в то время как форсированное внедрение электромобилей предвещает тяжелые времена для автопрома большинства стран ЕС. Ряд обозревателей считает "зеленый переход" проектом неолиберальной элиты, он направлен против среднего класса, ведь большинство граждан все еще пользуется автомобилями с двигателями внутреннего сгорания.
Бывший президент Федерального союза немецкой промышленности Михаэль Роговски обвинил сторонников "декарбонизации" в отсутствии реализма. По его словам, они жертвуют экономическими интересами Германии ради своих идеологических догм. В рамках своей "зеленой повестки" они делают упор на солнечную и ветряную энергетику, форсированно внедряют электромобили и тепловые насосы. Все это обойдется в неподъемные суммы денег и ляжет на плечи рядовых налогоплательщиков. Вместо этого стоило бы сохранить атомную промышленность, углеводородную энергетику и автомобильные двигатели внутреннего сгорания.