Любовь европейцев к СПГ вызывает опасения по поводу выбросов метана

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В попытках отказаться от российского газа, Европа планирует обратиться к СПГ, пишет Forbes. Однако этот шаг противоречит "зеленым" целям ЕС, поскольку при производстве СПГ метана выделяется больше, чем при добыче обычного топлива, отмечает автор статьи.
Эмили Пикрелл (Emily Pickrell)
Европа всеми силами пытается увеличить импорт природного газа во имя национальной безопасности, однако она не может объяснить, как это соответствует общемировой потребности в сокращении вредных выбросов метана и парниковых газов.
Это наглядный пример усиливающейся проблемы, суть которой сводится к следующему: энергоресурсы способны удовлетворить непосредственные национальные потребности в сфере экономики и безопасности, однако они могут помешать достижению долгосрочных целей, связанных с климатическими изменениями.
Заинтересованность Европы в увеличении импорта СПГ вполне логична. Зависимость от поставок газа из России сегодня недопустима из-за вооруженного российско-украинского конфликта. Европа всячески хвалит свою заинтересованность в возобновляемых источниках энергии, а путинские угрозы континенту стали серьезным оправданием для поиска альтернативных поставок газа.
В настоящее время Россия обеспечивает около 40% европейских потребностей в природном газе (поступает по трубопроводам), и доступных альтернатив у региона практически нет. Евросоюз громко заявляет о необходимости найти замену российскому ископаемому топливу. Он даже разработал план под названием RePowerEU, предусматривающий главным образом повышение энергоэффективности и переход на чистые источники энергии. Поступая таким образом, ЕС надеется к концу года на две трети уменьшить зависимость от импорта нефти и газа из России, а к 2027 году отказаться от остальной трети.
Но восполнять дефицит придется за счет сжиженного природного газа. Строительство новых трубопроводов из Испании в конечном итоге поможет увеличить потоки газа в Европу, однако континент нуждается в альтернативе уже сейчас. Чтобы план Евросоюза заработал, Европа должна будет вложить огромные суммы в установки для регазификации. А это может существенно увеличить выбросы парникового газа, включая метан.
Украина хочет получать энергоносители по ленд-лизу, чтобы вырваться из российской удавкиРоссия "шантажирует" соседей энергопоставками, когда настаивает на оплате счетов за нефть и газ в рублях, пишет Foreign Policy. Европа живет в ожидании кризиса, а Украине пора готовиться к очень трудной зиме, отмечается в статье.
Еврочиновники уже признают, что выбросы метана чрезвычайной вредны и губительны. По данным Международного энергетического агентства, в первые 20 лет после выброса вклад метана в глобальное потепление в 80 с лишним раз выше, чем у углекислого газа.
И даже спустя 100 лет он примерно в 30 раз вреднее, чем молекулы двуокиси углерода. Источников выброса метана очень много – например, сельское хозяйство. Но если это выбросы энергетических предприятий, то для них можно найти технологические решения, скажем, обнаружение утечек или отказ от сброса газа.
Российский газ очень пагубно сказывается на экологии, но сравнивая его с СПГ, Европа чувствует себя некомфортно, поскольку после перехода на сжиженный природный газ она все равно не сможет сократить выбросы метана в мире.
Да, российское сырье от Газпрома откровенно грязное, и во время его добычи в России объемы выбросов метана чрезвычайно велики. В 2021 году выбросы метана в российской нефтегазовой отрасли составили 18,3 миллиона тонн, превысив американские выбросы, составляющие 17 миллионов тонн, а также 4 миллиона тонн, попадающих в атмосферу во время добычи нефти и газа в Европе.
Но СПГ еще грязнее.
Вот прямое сравнение. Даже если взять относительно чистый СПГ из Катара или Австралии, то он дает на 60-175% больше парниковых выбросов, нежели российский газ. Американское сырье еще хуже, потому что в процессе добычи и переработки происходит неконтролируемый выброс метана в больших объемах.
По сравнению с углем СПГ лучше. Если сжигать его на электростанциях, выбросов будет на 40-100% меньше, в зависимости от того, как СПГ производится и перевозится. Многое также зависит от качества угля и методов его добычи.
Европа приступила к работе по сокращению выбросов метана еще до начала российской операции на Украине. В 2020 году была опубликована "Метановая стратегия" ЕС. В ней предлагается для начала точнее производить замеры и лучше наладить отчетность.
"Существующие у нас системы по сбору и сопоставлению данных по метану не позволяют с высокой степенью точности определять, где случаются выбросы и в каких объемах, – написала Еврокомиссия на своем вебсайте, разъясняя предложенную ею методику сокращения. – Любая возможность независимо получать более качественные и надежные цифры перерастет в более целенаправленные и сосредоточенные действия".
В этой стратегии детально изложен план подсчета метановых выбросов изо всех источников, включая импортируемый в страны ЕС природный газ. В Зеленом пакте Европы, представляющем собой набор политических инициатив по обеспечению климатической нейтральности ЕС к 2050 году, тоже есть положения о метане.
Там изложены потребности в совершенствовании отчетности, обязательства улучшить работу по обнаружению утечек и ремонту оборудования, а также устанавливаются правила по отказу от сброса газа и его сжигания в факелах.
Выступая на климатическом саммите COP26, европейские лидеры активно призывали остальных последовать их примеру. Они настойчиво требовали к концу десятилетия на 30% сократить выбросы метана по сравнению с уровнем 2020 года.
Может ли ЕС совместить "декарбонизацию" с уходом от российской энергии?Nihon Keizai сообщает, что у ЕС не получится совместить уход от российской энергии с планами по декарбонизации и климату. Экономику Европы задушат высокие цены по выбросам углерода при высоких ценах на энергоносители из нероссийских источников. Японии следует быть осторожной в копировании антироссийской энергетической политики ЕС.
Сейчас, когда идут военные действия, ситуация усложнилась. В настоящее время строится семь объектов СПГ, а еще 26 запланировано к строительству, так как Европа все активнее отказывается от российского газа.
"Я думаю, что безопасность в Европе оказалась важнее озабоченности проблемами климата. И если не произойдут какие-то крупные геополитические перемены, российский газ в перспективе не будет играть никакой роли, – сказал содиректор Центра окружающей среды, энергетики и природных ресурсов при Центре права Хьюстонского университета Виктор Флатт (Victor Flatt). – Пагубное пристрастие к российской нефти и газу – это большая, большая проблема. В этом смысле безопасность важнее климата, по крайней мере, сейчас".
Европа пытается найти равновесие между увеличением поставок СПГ и новыми проектами ветровой энергетики и прочих возобновляемых источников.
Однако ее решение вкладывать инвестиции в СПГ помешает ей выполнить свои обязательства по сокращению выбросов метана, особенно в связи с тем, что ещё многие годы продолжение этой работы будут оправдывать затраченными на неё огромными суммами.
Обсудить
Рекомендуем