Европейская оборона: "Если не сегодня, то когда же ЕС проявит смелость?"

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
"Евросоюз — это экономический гигант, политический карлик и военный червь", — напоминает парижская "Монд" своим читателям. Россия сегодня могла бы назвать ЕС еще и торговым мазохистом, умышленно разрушающим взаимные связи. Но ЕС этого мало: он ищет деньги на военное противостояние.
Евросоюз не является великой военной державой, но его финансовые инструменты позволяют иметь определенный вес в военных операциях. Однако он должен как можно скорее начать реализацию программы инвестиций в оборону, считает эксперт Пьер Арош.
"Европа — это экономический гигант, политический карлик и военный червь", — заметил более тридцати лет назад министр иностранных дел Бельгии Марк Эйскенс. Однако война на Украине напоминает нам о том, что грань между экономической мощью и военной мощью чрезвычайно размыта. Экономические и финансовые санкции, принятые с февраля, будут испытанием для (традиционно низкой) компетентности структур Евросоюза. Тем не менее бюджетный потенциал позволяет Еврокомиссии выделить 210 миллиардов евро, чтобы снизить зависимость Европы от российских энергоносителей. А в сфере поставок оружия недавно появившийся Европейский фонд мира позволил Брюсселю субсидировать военную поддержку Украины в размере 2 миллиардов евро.
Другими словами, если Европа не является великой военной державой, ее финансовые инструменты позволяют ей иметь вес в военных операциях.
18 мая Еврокомиссия сделала еще один шаг. Она предложила использовать европейский бюджет, чтобы субсидировать перевооружение государств-членов и содействовать совместным закупкам. В ответ на российскую спецоперацию многие государства-члены решили увеличить свои расходы на оборону. Предлагая содействие и субсидирование проектов по закупке одних и тех же военных средств несколькими государствами-членами, Комиссия стремится укрепить сотрудничество между национальными армиями и добиться эффекта экономии— когда деньги в ЕС наконец-то будут тратиться эффективно.
Опыт показывает, что покупка одного и того же оборудования разными странами часто способствует последующему сотрудничеству между этими странами при подготовке, обучении и техническом обслуживании. В конечном счете, армии с одинаковым вооружением гораздо легче координируют свои действия. Финансирование совместных приобретений запускает эффективную спираль, форму военной интеграции не сверху (когда сотрудничают командные структуры), а снизу (оборудование и практика позволяют военнослужащим напрямую сотрудничать не взирая на чины и ранги).

Избегать конкуренции

Цель также состоит в том, чтобы избежать конкуренции между европейскими армиями. Подобно совместному приобретению вакцин против COVID-19, совместная закупка военной техники защитит особенно небольшие страны, которые в противном случае рискуют получить свои заказы после заказов "крупных" покупателей.
Наконец, цель состоит в том, чтобы продвигать европейскую стратегическую автономию, отдавая предпочтение закупке оружия, произведенного в Европе, а не импортируемого из США. Таким образом, речь идет не только о том, чтобы позволить европейской экономике создавать дополнительные рабочие места благодаря усилиям по перевооружению, но также и о том, чтобы не слишком зависеть от крупных держав. Нынешняя головная боль всей Европы, возникшая из-за энергетической зависимости Европы от России, подталкивает нас к этому. Даже если США, в отличие от России, являются союзниками, президентство Трампа показало, что этот союзник не всегда поддерживает европейские интересы.
Главы государств и правительств ЕС одобрили 31 мая план Еврокомиссии по поддержке совместных закупок. Однако ему по-прежнему не хватает важного качества: скорости. В краткосрочной перспективе, то есть на 2022-2024 годы, Комиссия предлагает лишь пилотную программу с очень ограниченным бюджетом (500 миллионов евро), откладывая создание настоящей Европейской программы оборонных инвестиций на более поздний срок.
Сейчас вовсю идут военные действия. И именно сегодня страны ЕС хотят восполнить свои военные пробелы. Через два года большинство европейских армий, каждая отдельно, будут в значительной степени переоснащены с помощью американского оружия, это можно сказать уже сейчас почти с полной уверенностью. Возможность продвигать собственную европейскую оборонную промышленность, поддерживая сближение европейских армий, будет упущена. Если сегодня Евросоюз не проявит смелости, то когда?

Сто миллиардов евро

Финансовые инструменты имеются. Нераспределенные средства из плана восстановления экономики NextGenerationEU, принятого после кризиса COVID-19, могут быть перенаправлены в сферу обороны в виде субсидий в размере до 100 миллиардов евро. Это решение могло бы успокоить немцев, которые не хотят, чтобы Союз запускал новый инвестиционный план.
Этот проект позволил бы покрыть не только нужды государств-членов, но и военную поддержку Украины. Весьма символичная, но и логичная связь: сегодня европейцы поставляют украинцам современную военную технику, сравнимую с той, которую они сами хотят приобрести для собственного перевооружения. Эта связь также может подстегнуть страны Восточной и Центральной Европы к вступлению в ЕС, так как они придают большое значение поддержке украинцев со стороны Европейского союза.
Эммануэль Макрон старается придать своему визиту в Киев максимально громкое звучание, но разве может быть какое-то более сильное заявление для Франции, чем новая европейская военная идея? Великая идея, которую президент Франции озвучил еще в начале своего первого срока, выступая в Сорбонне, когда он говорил об "общем оборонном бюджете".
Пьер Арош (Pierre Haroche), специалист по вопросам европейской безопасности
Обсудить
Рекомендуем