Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Россия играет важную роль в экономике Восточной Финляндии, и на сотрудничестве с ней было построено будущее региона, пишет Helsingin Sanomat. С февраля связи разорваны, это означает, что регион потеряет сотни миллионов евро. Во сколько обойдется структурная перестройка экономической политики, пока неясно.
Редакционная статья
Этой весной в Восточной Финляндии узнали, что означает на практике термин "новый железный занавес". Он опустился на границу Финляндии и России, когда в феврале Россия начала спецоперацию на Украине.
Последствия были значительными, поскольку Россия играет важную роль в экономике Восточной Финляндии, и на связях с ней было построено будущее региона. Лесная промышленность импортировала много российского сырья. Заводы использовали российский газ как недорогой источник энергии. Для востока Финляндии Россия была также важным экспортным направлением. Например, доля России в экспорте финской Северной Карелии составляла 9%, что в два раза больше среднего уровня российской доли по стране. До пандемии российские туристы и любители шопинга приносили Южной Карелии миллион евро в сутки, они играли особую роль, к примеру, в области Кайнуу.
Начиная с февраля эта зависимость была разорвана, экономическую политику пришлось стремительно пересматривать. Также было принято решение прервать международные контакты, для поддержания которых необходимо пересекать границу. Это, к примеру, поездки за бензином, культурные проекты и студенческий обмен.
Перестройка — болезненный процесс, но ясное понимание ситуации облегчает происходящее. Россия ведет себя настолько по-хамски, что других альтернатив нет. Судя по опросам общественного мнения, роль и вину России в происходящем на Украине понимают в Финляндии все.
Однако экономические последствия от этого меньше не становятся, поэтому в начале июня Министерство труда и экономики создало рабочую группу для формирования всестороннего понимания ситуации для Восточной Финляндии.
Новый пакет санкций ЕС положил конец "топливному туризму" финнов в РоссиюДо недавнего времени финны могли на своих автомобилях вывозить из России десять литров бензина или дизельного топлива в канистрах, пишет Iltalehti. Из-за шестого пакета санкций 16 июня на пунктах пропуска стал действовать запрет на "топливный туризм". Это застало врасплох многих финских автомобилистов.
21.06.202200
В Восточной Финляндии начали проводить политику лоббирования.
Она в первую очередь связана с автодорогами и железными дорогами. В регионе были запланированы проекты на сумму более 200 миллионов евро — для облегчения транспортного сообщения с Россией. Сейчас их отменяют. Самым дорогостоящим был проект по ремонту Сайменского канала — весной правительство его отменило.
В Восточной Финляндии хотят сохранить эти деньги, поскольку стремительные перемены в логистике требуют новых вложений.
Например, Сайменский канал был исключен из всех планов, поскольку фирмы больше не решаются отправлять свои суда в Россию. Для грузоперевозок надо найти новые маршруты. Для компенсации грузоперевозок по Сайменскому каналу потребуются десятки тысяч грузовиков. Замена российской древесины, которую транспортировали по железной дороге, тоже означает увеличение нагрузки на автодороги и железнодорожные пути. Северная и Южная Карелия хотят использовать сэкономленные деньги в строительстве двухпутной железной дороги на участке Луумяки-Йоутсено — однопутной дороги уже недостаточно.
Восточная Финляндия также лоббирует программы ЕС по вопросам внешних границ, предназначенные для развития приграничных регионов. После приостановки сотрудничества ЕС с Россией комиссия объявила, что деньги будут переведены на внутренние программы. В Восточной Финляндии потерю миллионов на развитие региона считают несправедливым.
Закрытие российского воздушного пространства обходится Финляндии в полтора миллиона евро в месяцЗакрытие российского неба вынудило Finnair перестроить маршруты рейсов в Азию. Теперь они проходят через Кавказ и Северный полюс, сообщает Iltalehti. Представители финской компании объяснили, какие сложности это создает авиаперевозчикам и какие они терпят убытки.
10.06.202200
Торговля с Россией всегда была связана с рисками. Сейчас Восточная Финляндия нуждается в структурной перестройке — и поддержке.
Стоит задуматься об определенных компенсациях в связи с тем, что на востоке Финляндии нельзя построить много ветряных электростанций, поскольку они создают помехи для радиолокационных наблюдений Сил обороны. В результате муниципалитеты в этом регионе теряют доходы от налога на имущество. Ситуация также не способствует появлению инвестиций и проектов, для которых требуется возобновляемая электроэнергия.
В Восточной Финляндии есть много возможностей и желания выйти из сложившейся ситуации. Поэтому важно создать ясные перспективы для инвестиций. Государство должно активно менять мнимый образ страны, который сейчас ассоциируется с рисками, и показать, что вся Финляндия является безопасным местом для инвестиций и туризма.