Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Москва обязательно воспользуется энергетической зависимостью Европы, чтобы оказать на нее политическое давление, прогнозирует автор статьи в Pravda. Российского газа уже сейчас становится все меньше. В такой ситуации у ЕС есть два варианта как поступить.
Радован Гейст (Radovan Geist)
По газопроводу "Северный поток — 1" в Германию поступает менее половины привычных объемов российского газа. "Газпром" оправдывается техническими затруднениями, но намеренно завинчивает вентили для европейских покупателей. Это подтверждает тот факт, что российский экспортер не использует свободные мощности газопровода, ведущего через Украину.
Польша, Болгария, Нидерланды, Финляндия и Дания уже полностью лишились российского газа, не согласившись с требованием об оплате в российских рублях. К подобному сценарию должны приготовиться и другие европейские страны, включая Словакию. Российская агрессия против Украины так скоро не прекратится. Европа продолжит поддерживать Украину политическими и военными средствами.
Во многом меньше, чем Киеву требуется, но, несомненно, больше, чем того желала бы Москва. Поэтому российское руководство, конечно, воспользуется энергетической зависимостью Европы: это один из немногих способов оказать политическое давление на Европу, повысить внутриполитическую напряженность и ослабить поддержку Украины.
По сути это уже началось. Мнимые технические проблемы в газопроводе на севере Европы по стечению обстоятельств начались именно тогда, когда рынок газа несколько стабилизировался. Европейские фирмы начали подписывать контракты с другими поставщиками и заполнять хранилища, чтобы подготовиться к будущей зиме. Если нынешнее российское наступление на Донбассе окончательно провалится и украинская армия начнет больше и успешнее пользоваться поставляемым ей западным оружием, Москва может полностью перекрыть газ. Предлог найдется. Очередная техническая ошибка, необходимый ремонт или дипломатический спор, скажем, из-за транзита санкционных грузов в Калининградскую область.
В такой ситуации у ЕС два варианта. Первый — выкручиваться и уступать российскому шантажу, стараясь отложить полное прекращение поставок. Но это ни к чему не приведет. Режим Путина использует поставки газа как оружие, и любые европейские уступки не поспособствуют компромиссу, а только стимулируют Путина к дальнейшему давлению. Его цель заключается в том, чтобы Европа перестала эффективно поддерживать Украину, но для нас это станет нравственной и стратегической катастрофой.
Второй вариант — серьезно подготовиться к ситуации, когда российского газа просто не будет. Его полностью заменят альтернативные поставщики. Газа в Европе будет меньше, и он будет намного дороже. Некоторые страны вновь запускают угольные электростанции, но это краткосрочное решение на время кризиса. Так можно будет избежать энергетической катастрофы в ближайшие месяцы. Тем не менее реальное и долгосрочное решение — масштабные инвестиции в производство энергии из возобновляемых источников и модернизация энергетических сетей так, чтобы они были совместимы с этими новыми источниками.
Российская агрессия против Украины дала жестокий, но однозначный ответ на многие европейские дилеммы. Одна из них — зеленая трансформация энергетики, провести которую ЕС обязался, но практическая реализация хромала. Теперь ясно, что возобновляемые источники энергии не роскошь, которую мы не скоро сможем себе позволить. Нет, это неизбежная необходимость, которая нужна нам как можно скорее. При зеленой трансформации энергетики газ нас не спасет. Даже временно. Давайте сосредоточимся на главном — на инвестициях в энергосбережение и возобновляемые источники.