Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Москва решила воспользоваться экспортом сырья как экономическим оружием, а высокие цены повышают его эффективность, пишет Lidovky. Западу придется очень туго без российских источников энергии, но России без западных технологий не обойтись вообще, уверяет автор статьи.
Павел Когоут (Pavel Kohout)
Глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что Россия возьмет под контроль мировой экономический порядок. Такую возможность ей дадут высокие цены на сырье. По его словам, рынок сырьевых ресурсов сейчас важнее, чем центральные банки и финансовые рынки. "Спрос на сырье все больше замещает валютные резервы, — заявил Миллер. — Россия — поставщик энергетической стабильности для своих друзей".
Мнение достойное, чтобы ему уделили внимание. Миллер не просто менеджер, а "Газпром" не просто компания. Миллер — близкий соратник российского президента, а компания, которой он управляет, — это государство в государстве, главный источник огромного богатства Путина и его приближенных. Слова Миллера приравниваются к официальному заявлению.
Сначала нужно отметить, что власть Путина базируется, прежде всего, на ценах сырья. Стоимость нефти марки Brent в 1998 году достигала примерно 12,8 долларов за баррель, и в тот год в России произошел дефолт. В первый год правления Путина (2000 г.) цена выросла до 28,4 долларов за баррель. В 2014 году баррель нефти стоил почти 99 долларов. "Ковидный" 2020 год принес спад до 42 долларов, но зато в первом полугодии 2022 года средняя цена превысила сто долларов.
Рост цен на нефть и другие ресурсы положительно сказался на уровне жизни. Средний доход российских домохозяйств вырос примерно с тысячи долларов на человека в 2000 году до почти шести с половиной тысяч долларов в 2021 году. Кажется, это большой успех? Однако в 2013 году эта цифра приближалась к десяти тысячам долларов, и не будь санкций после аннексии Крыма, сегодня она, несомненно, была бы куда больше. (Это к разговору о том, что санкции не работают.) Тем не менее многие россияне по-прежнему сравнивают свой уровень жизни с бедными 90-ми. Нынешнее положение они считают большим успехом и ставят Путину в заслугу.
Однако главная заслуга Путина — сказочное обогащение его самого и его ближнего круга, в который входят его друзья-олигархи, включая Алексея Миллера. Если доходы среднего россиянина выросли в несколько раз, то путинский круг разбогател в десятки раз.
Экономическая история учит нас, что страна богатая ресурсами не мотивирована для того, чтобы развивать передовую промышленность и сферу услуг. Пример тому Россия. Ее экономика зависит от импортных технологий. Без Запада Россия способна максимум произвести автомобиль, по техническому уровню соответствующий началу 80-х. Как показало вторжение на Украину, российская армия тоже не самая передовая с технической точки зрения. Единственный конкурентоспособный элемент, как оказалось, — это артиллерия с большими запасами снарядов. Однако с такой армией невозможно претендовать на статус сверхдержавы.
Поэтому Москва решила воспользоваться экспортом сырья как экономическим оружием.Возвышенно выражаясь, она намерена действовать по принципу "divide et impera", а если по-простому, то "этому дала, а этому не дала". Странам, "маркированные" дружественными, предложат приемлемые условия, а менее дружественным — более высокие цены и низкие объемы. Враги же останутся ни с чем. Высокие цены сырья повышают эффективность этого оружия.
Тем более что немецкая политика отказа от АЭС (по чисто идеологическим причинам) на руку московским стратегам. В этом смысле стоит признать правоту Миллера в одном: возобновляемые источники энергии действительно не спасут европейскую энергетику. Определенно не в ближайшие несколько лет. Зависимость от ископаемого топлива сохранится еще долго, и политические прокламации этого не изменят.
Российского газа не будет, давайте готовиться к этомуМосква обязательно воспользуется энергетической зависимостью Европы, чтобы оказать на нее политическое давление, прогнозирует автор статьи в Pravda. Российского газа уже сейчас становится все меньше. В такой ситуации у ЕС есть два варианта как поступить.
23.06.202200
Кто кому может больше навредить
"Что касается возобновляемых источников энергии, то там углеродный след еще больше", — также заявил Миллер. Это высказывание также трудно полностью опровергнуть, поскольку расчеты углеродного следа далеки от точной науки. Согласно некоторым расчетам, в частности шведской организации IVL Svenska Miljöinstitutet, электромобили с точки зрения выбросов углекислого газа не лучше традиционных машин. Разумеется, упомянутое исследование раскритиковали за выбор метода, но тогда по той же причине можно сомневаться и в исследованиях, пропагандирующих электромобили. Все основано на предположениях. Кроме того, даже роль выделяемого человечеством углекислого газа в глобальном потеплении так и не является окончательно доказанным научным фактом. Например, никто так и не объяснил, почему климат начал теплеть задолго до изобретения двигателя внутреннего сгорания и даже еще до начала промышленной революции.
Главные шансы у Запада в тех сферах, где он традиционно сильнее: наука, исследования, разработки. Но нельзя идеологизировать науку. Результаты исследований и разработок нельзя спонсировать. Еще один урок экономической истории заключается в том, что ни одна подлинно успешная технология не победила благодаря запретам, приказам и дотациям. А кроме того, Западу придется очень туго без российских источников, но России без западных технологий не обойтись вообще. Запад может нанести России больше вреда, чем наоборот.
Но так ли уж необходим и неизбежен конфликт цивилизаций? Это тема для размышлений путинских ближайших соратников. Господа, без территориальных амбиций своего шефа вы были бы намного богаче, а кроме того, не испытывали бы проблем с поездками на Запад. Понимаете?