Попытки Запада задушить российский экспорт нефти пока обернулись бумерангом

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В попытке задушить Москву санкциями, Запад обнаружил, что цены на нефть резко выросли, а Россия нашла новых покупателей, пишет NYT. Москва зарабатывает на топливе больше, чем до начала конфликта, а влияние ограничений чувствуется сильнее всего именно на Западе.
Виктория Ким (Victoria Kim), Клиффорд Краусс (Clifford Krauss)
Сеул – Когда США и ЕС решили в этом сократить году закупки российского ископаемого топлива, они надеялись, что это сделает военную операцию на Украине настолько экономически болезненной, что президент Владимир Путин вынужден будет отказаться от неё.
Но сейчас такая перспектива кажется в лучшем случае отдалённой.
Китай и Индия — страны с самой большой численностью населения в мире — бросились покупать российскую нефть примерно в тех же объёмах, какие поставлялись на Запад. Цены на неё настолько высокие, что Москва зарабатывает на скидках даже больше, чем до начала спецоперации четыре месяца назад. А её некогда шаткая национальная валюта сейчас выросла в цене по отношению к доллару.
Российские чиновники посмеиваются над этой, как они сами называют, великолепной неспособностью запугать господина Путина. Экономическая боль, которую должен был причинить нефтяной бойкот, ощущается не столько в Москве, сколько на Западе, особенно в США, где стремительный рост цен на это топливо представляет потенциальную угрозу президенту Байдену, который находится почти на полпути к завершению срока.
Некоторые отмечают, что европейское эмбарго на нефть пока ещё не начало действовать, а долгосрочные последствия экономического остракизма России из-за конфликта станут решающим фактором в дальнейшей судьбе страны. Последствия эти касаются не только торговли ископаемым топливом, они тормозят российскую банковскую систему и развитие других отраслей, однако правительство и армия держатся на плаву в основном благодаря торговле нефтью и газом.
Курс рубля вырос до семилетнего максимума. Как так произошло, что Россия побеждает в этой "оборонительной войне по защите курса рубля"?Москва с 2014 года создавала "финансовый брандмауэр", заявил эксперт по России в интервью "Хуаньцю шибао". Благодаря этой подготовке, а также краткосрочным мерам рубль не только не "превратился в щебень", но и обновил семилетний максимум, считает эксперт.
"Дела идут намного лучше, чем при самых худших прогнозах, и, вероятно, даже лучше по сравнению с базовым сценарием, — прокомментировал ситуацию с российскими доходами от энергоносителей Евгений Надоршин, главный экономист консалтинговой компании "ПФ Капитал" со штаб-квартирой в Москве. — К сожалению, сложный период только начинается".
Хватит ли Путину финансовой смелости продолжать конфликт неопределённое время? Этот вопрос пока остаётся открытым. Но есть все признаки того, что Украина и её сторонники готовятся к затяжному противостоянию.
Вице-премьер Украины Ирина Верещук призвала сотни тысяч жителей южных украинских территорий, попавших под контроль России, срочно эвакуироваться на случай возможного контрнаступления.
Во вторник администрация Байдена отправила генпрокурора Меррика Гарланда (Merrick Garland) на Украину. В ходе неожиданного визита Гарланд объявил, что прокурор Эли Розенбаум (Eli Rosenbaum), прославившийся разоблачением бывших нацистов, возглавит американскую миссию по поиску россиян, которые могли быть замешаны в военных преступлениях. Путин категорически отверг обвинения в зверствах на Украине, которую он уже давно считает нелегитимным государством.
Но в краткосрочной перспективе США и их западные союзники рассчитывали не на уголовное преследование, а на экономические санкции, с тем чтобы убедить Москву отступить или, по крайней мере, ослабить её потенциал вести боевые действия. Пока эта тактика, похоже, оборачивается бумерангом, если учесть, что в Азии вырос спрос на нефть из России — третьего производителя нефти в мире после США и Саудовской Аравии.
В мае импорт российской нефти в Китай вырос на 28% по сравнению с предыдущим месяцем и достиг рекордного уровня. Исходя из китайской статистики, Москва обогнала Саудовскую Аравию как крупнейший поставщик Китая. Проанализировав данные о поставках, компания Kpler, специализирующаяся на рыночных исследованиях, выяснила, что если раньше Индия покупала у России небольшие объёмы нефти, то сейчас она берёт по 760 тысяч баррелей в день.
"Азия спасла российскую добычу нефти, — говорит аналитик Kpler Виктор Катона. — Вместо того чтобы падать, Россия почти приблизилась к допандемийному уровню".
По данным независимой аналитической компании Rystad Energy, в период с марта по май объёмы продаж российской нефти в Европе сократились на 554 тысячи баррелей в день, при этом азиатские нефтеперерабатывающие заводы увеличили поставки на 503 тысячи баррелей в день. Произошло почти полное замещение.
Москва продаёт нефть с огромной скидкой из-за риска санкций, которые ввели против неё из-за операции на Украине, но рост цен компенсирует потери. По данным Международного энергетического агентства, в прошлом месяце Россия получила на 1,7 миллиарда долларов больше, чем в апреле.
Пока неясно, выкупит ли Азия всю российскую нефть, которая предназначалась для Европы, поскольку ЕС пытается избавиться от зависимости от кремлёвских энергоносителей. Но перемены позволили Москве сохранить уровень добычи и обмануть надежды на то, что производство сократится.
Си Цзиньпин, обещавший углубить сотрудничество с Москвой, несмотря на опасения по поводу конфликта на Украине, подтвердил поддержку Путину, купив российскую нефть.
По словам аналитиков, скидки на российскую нефть в сочетании с ростом цен на топливо позволяют индийским нефтеперерабатывающим заводам получать двойную прибыль. Некоторые нефтепродукты Индия экспортировала в США, Великобританию, Францию и Италию, отмечает финский Центр исследования энергетики и чистого воздуха.
Санкции не работают — и могут поставить под угрозу финансовое благополучие СШАСанкции — очень привлекательный, но малоэффективный способ реагировать на внешнеполитические события, пишет The Hill. Автор статьи отмечает, что введенные США экономические ограничения зачастую приводят к обратной реакции и в долгосрочной перспективе невыгодны самим Штатам.
После того как нефтеперерабатывающие заводы произвели дизельное топливо или бензин, уже никто не может узнать, есть ли в составе этих продуктов, которые потом отправляют в Европу и другие регионы, российская нефть. Это значит, что западные автомобилисты, которые считают, что теперь платят больше за топливо нероссийского происхождения, могут ошибаться.
"Там в основном российское сырье", — говорит президент энергетической консалтинговой компании F.G.E. Джефф Браун (Jeff Brown) по поводу экспорта нефтепродуктов на Запад.
Поскольку нефть и газ из России пользуются большим спросом в мире, официальные лица страны считают, что попытки Запада ограничить российский экспорт провалились.
На прошлой неделе в ходе выступления на экономическом форуме в Санкт-Петербурге глава российского энергетического гиганта "Газпром" Алексей Миллер заявил, что не держит зла на Европу, потому что, хоть европейский импорт российского природного газа и упал "на несколько десятков процентов", цены выросли "в несколько раз".
"Поэтому если скажу, что мы ни на кого не в обиде, то не покривлю душой", — сказал он.
По оценкам российского министерства финансов, только в этом месяце доходы от продажи нефти и газа принесут в государственную казну на шесть миллиардов долларов больше, чем ожидалось, а всё благодаря высоким ценам.
Однако, по-прежнему существует вероятность того, что российская экономика прочувствует ущерб от санкций в этом году. И хотя восстановление национальной валюты, рубля, отчасти объясняется удивительной экономической устойчивостью страны, оно также говорит о строгом государственном контроле над потоками капитала и резком падении импорта в Россию.
Правительство Путина также резко ограничило публикацию бюджетных данных, поэтому сложно сказать, сколько страна тратит на военную операцию. Аналитики пока не видят признаков того, чтобы Путин находился под экономическим или вообще каким-либо прямым давлением, чтобы прекратить военную операцию.
Но, по словам Надоршина, данные, которые публикует правительство, указывают на то, что оно пытается сократить расходы по всем направлениям. <…>
Обсудить
Рекомендуем