Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Большинство восточных немцев отказываются воспринимать Россию как врага и не соглашаются с западной точкой зрения на украинский конфликт, пишет The Spectator. Автор статьи объясняет причины такой обособленности жителей бывшей ГДР.
Катя Хойер (Katja Hoyer)
Далеко не вся Германия против Владимира Путина. Член парламента от "Левой партии" Сара Вагенкнехт (Sahra Wagenknecht) недавно выступила в его защиту. Она заявила, что он вовсе не "сумасшедший карикатурный русский националист", и что отправка оружия Украине — это политика, проводимая под руководством США. Именно она, по ее мнению, и стала одним из факторов, спровоцировавших Россию. Точка зрения Вагенкнехт довольно распространена в Восточной Германии, причем не только среди сторонников левых взглядов. Ультраправая партия "Альтернатива для Германии", которую поддерживают многие жители восточной части страны, выступает против антироссийских санкций и передачи оружия Киеву.
В рамках недавнего опроса немцев спросили, должен ли Берлин "занять жесткую позицию в отношении России". Утвердительно на этот вопрос ответила половина жителей Западной Германии и только треть жителей Восточной. Около 58% граждан из восточной части страны считают оптимальной такую позицию, которая "не будет провоцировать Россию". С ними согласились 40% жителей Западной Германии.
Настроения жителей восточной части страны объясняются вовсе не ностальгией по временам господства Москвы. С момента воссоединения прошло три десятилетия, и результаты опросов неуклонно показывают, что, по мнению бывших граждан ГДР, с тех пор их жизнь изменилась к лучшему. Однако в период холодной войны Германия все же была разделена на две части, которые входили в военные блоки двух диаметрально противоположных сверхдержав. Поэтому, вероятно, нет ничего удивительного в том, что Западная Германия, вступившая в НАТО в 1955 году и ставшая бастионом альянса в Европе, гораздо острее ощущает связь с Западом, чем мы, жители Восточной Германии, которых научили его бояться.
Как объяснить такое разное отношение к России в Восточной Германии по сравнению с Польшей и странами Балтии? Многие восточноевропейские государства веками боролись против России, чтобы себя защитить, тогда как Германия зачастую стояла в стороне или даже вступала с ней в сговор, стремясь доминировать среди своих соседей. Поэтому жители Восточной Германии и не разделяют это ощущение экзистенциальной угрозы. И, хотя эпоха Штази действительно оставила глубокий психологический отпечаток на восточных немцах, это не привело их к переоценке роли России в Европе. С их точки зрения, Советский Союз освободил их от нацизма. Именно немцы причинили России зло, а не наоборот. По вполне понятным причинам Польша заняла совершенно иную позицию, потому что ей пришлось бороться против жестокостей и Германии, и России.
В отличие от восточноевропейских государств, ГДР никогда не подвергалась "русификации". Она сохранила немецкие цвета на своем флаге, немецкую военную форму и немецкую историю в учебниках. Многие восточные немцы получили возможность наслаждаться произведениями русской культуры наряду со своей собственной. Они читали русскую литературу, учили русский язык и ездили в советские вузы. На протяжении всей холодной войны русские были для Запада безликими врагами, а восточные немцы налаживали с ними отношения. Поэтому сегодня им так трудно видеть в России противника.
В западной части Германии сегодня тоже есть антинатовские настроения. В феврале член парламента Севим Дагделен (Sevim Dağdelen) заявила, что поведение Украины было "равносильно объявлению войны России" и стало результатом "милитаристской пропаганды" Соединенных Штатов и НАТО. Активистка Алиса Шварцер (Alice Schwarzer), выступающая в защиту прав женщин, сказала, что у Путина был "мотив для начала военных действий".
Канцлер Олаф Шольц в прошлом тоже придерживался антинатовских взглядов. В 1982 году, в бытность заместителя лидера партии "Молодые социалисты", он говорил, что гонку вооружений подпитывает "агрессивно-империалистская стратегия НАТО". А теперь он призывает увеличить оборонные расходы на 100 миллиардов евро — и хочет потратить эти средства на покупку американских истребителей F-35.
Возможно, Шольц никогда до конца не поймет, как видят мир бывшие граждане ГДР. Но ему стоит попытаться. Жители Восточной Германии — это 16 из 80 миллионов жителей его страны, и именно на их регион придется самый мощный экономический удар от антироссийских санкций (трубопроводы "Дружба", "Северный поток" и "Северный поток – 2" ведут в Восточную Германию и обеспечивают ее тысячами рабочих мест). Разрыв экономических связей с Россией — это правильно и необходимо, но такая перспектива вызывает у восточных немцев неподдельную тревогу.
Когда Советский Союз распался, большинство жителей Восточной Германии пережили мощнейшее экономическое, социальное и идеологическое потрясение, и его последствия видны до сих пор. Если Шольц сумел избавиться от своего юношеского скептического отношения к НАТО, ему стоит поискать способы переубедить и своих сограждан из восточной части страны. Германия все еще пытается понять, как отойти от тяжелых для нее событий истории XX века и двигаться дальше — единой страной и частью западного мира.
Катя Хойер — историк британско-немецкого происхождения. Ее последняя книга — "Кровь и железо: взлет и падение Германской империи 1871-1918".