Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В глобальных финансах грядет новый мировой порядок, пишет Toronto Star. Доллар смахивает на хромую утку, многие страны отчаянно ищут ему замену. Иена, евро и юань на это не подходят. Но Китай и Россия вполне могут создать расчетную торговую валюту.
Фрэнк Джустра (Frank Giustra)
Вскоре после того, как в ходе конфликта на Украине завязались первые бои, Россия произвела еще один залп – прямо по финансам НАТО.
Во-первых, в ответ на сокрушительные санкции Запада и отключение от глобальной системы денежных переводов SWIFT Москва предприняла стремительные меры по защите рубля, подняв ставки до 20% (впоследствии они снизились до 11%) и введя строгий контроль капитала. Затем она потребовала, чтобы все "недружественные" страны (читай, Запад) расплачивались за столь желанную нефть рублями или золотом. Россия почти все последнее десятилетие активно избавлялась от долларов и наращивала золотой запас, поэтому она предложила свое золото по курсу 5000 рублей за грамм. Кроме того, президент Владимир Путин ратует за то, чтобы страны БРИКС задумались о создании международной резервной валюты на основе своих собственных. Наконец, он заговорил о рубле, обеспеченном золотом. Чем эти шаги так важны?
Грядут неизбежные перемены, и перезагрузка глобальной денежной системы, быть может, уже началась. Банк Credit Suisse считает, что новый экономический порядок будет вращаться вокруг сырьевых валют. Они серьезно ослабят систему евродоллара, и после окончания конфликта на Украине она пошатнется еще сильнее.
Предсказывать дальнейшее развитие событий не возьмется никто, но рано или поздно доллар перестанет быть единственной мировой резервной валютой – причем, возможно, это случится даже раньше, чем все ожидают.
Я предвижу появление как минимум альтернативной торговой валюты, которая будет соперничать с долларом. Использоваться эта новая валюта будет исключительно в расчетах между странами – в отличие от резервной, которую центральные банки обычно используют для диверсификации. Очевидно, это чистая теория, и насчет окончательного исхода остается только гадать.
Если мое предсказание вас поразило, то вот вам факты. Последние 400 лет глобальные резервные валюты появляются и исчезают. Резервные валюты Испании, Нидерландов и Великобритании (просто для примера) жили плюс-минус век. Причины их исчезновения раз за разом повторяются. Если вам интересна эта тема, возьмите книгу Рэя Далио (Ray Dalio) "Принципы изменения мирового порядка", а если у вас нет времени, поищите его видео на YouTube – там все объясняется на пальцах. Увы, когда валюта мировых держав теряет свой статус, дело кончается кровавыми войнами.
Свой нынешний статус доллар получил в 1944 году благодаря Бреттон-Вудскому соглашению между 44 странами. Суть его заключалась в том, что доллар будет привязан к золоту, а валюты стран-участников – к доллару.
Прекрасная идея – доколе США сохраняют привязку к золоту и несут финансовую ответственность. Но к 1971 году от фискальной дисциплины не осталось и следа, и президент Ричард Никсон по сути объявил дефолт, открепив доллар от золота.
Этот шаг привел бы к самым гибельным последствиям, если бы не блестящий ход по созданию так называемого "нефтедоллара". Саудовская Аравия и США заключили уговор: первая будет продавать нефть, а заработанные доллары реинвестировать в рынок казначейства США в обмен на гарантии безопасности. Проще говоря, американскую валюту, вопреки всем фискальным и монетарным злоупотреблениям, уберег от краха спрос на доллары для торговли главным мировым товаром.
С 1971 года мир сильно изменился. Появление Китая в качестве глобальной экономической сверхдержавы и соперника США (и подъем стран БРИКС в целом), расточительность Америки, ее фискальная и монетарная безответственность (особенно после кризиса 2008 года), растраченное впустую доверие к центральным банкам, а теперь еще и конец эксперимента с глобализацией – это только некоторые моменты. Развиваются и всемирные торговые отношения. (Товарооборот между Россией и странами БРИКС за первые три месяца 2022 года вырос на 38% и достиг 45 млрд долларов).
Добавьте к этому то, как часто доллар становится оружием благодаря санкциям и системе SWIFT, и вы поймете, почему многие страны отчаянно ищут ему замену. Короче говоря, доллар смахивает на хромую утку. Он по-прежнему правит, но мир уже гадает, чтóбудет дальше. Другими резервными валютами – например, иеной и евро – злоупотребляли ничуть не меньше (а то и больше), поэтому они тоже не альтернатива.
Больше всех обеспокоен Китай – особенно с началом конфликта на Украине. Финансово-экономическая война между США и Китаем бушевала еще до начала российской спецоперации, и Китай уже призывал к "новому международному финансовому порядку". Но боевые действия на Украине накалили обстановку еще сильнее. Президент Китая Си Цзиньпин раскритиковал санкции – особенно то, как Запад берет доллар на вооружение, – и предостерег его о последствиях. Что же придет на замену доллару как главной резервной валюте? Мы знаем, что китайский юань заменить его не способен, как бы Китай ни старался. На него приходится лишь 2% мировых валютных резервов. Но есть и альтернативные пути – например, расчетная валюта, частично обеспеченная золотом.
Китай потихоньку наращивает золотой запас. Это крупнейший в мире производитель золота (12% мирового производства) и крупнейший в мире импортер. Добытое в Китае золото не подлежит экспорту. Кстати, правительство призывает скупать золото даже собственных граждан. Золото, отечественное и импортное, попросту исчезает в гигантской черной дыре. Китай осторожничает и карт своих не раскрывает– видимо потому, что не хочет резкого скачка цен. Одно лишь внутреннее производство составило за последние 20 лет 7 000 тонн. (Для сравнения: официальный золотой запас Америки составляет 8 200 тонн.) У Китая есть привычка не раскрывать свои запасы в течение многих лет, а затем вдруг поразить всех цифрами, которые выше предыдущих в разы. В последний раз, в 2019 году, китайцы говорили о 1950 тоннах. Никто не поручиться, что эта цифра точная. Она запросто может быть вдвое или того больше.
Как же будет работать расчетная валюта, обеспеченная золотом? Как недавно объяснил мне экономист Джим Рикардс (Jim Rickards), полное обеспечение на самом деле не обязательно. Век назад, когда британский фунт еще покрывался золотом, его денежный агрегат М3 (объем наличной валюты в обращении) обеспечивался лишь на 20%. И хотя США все 1930-е поддерживали золотое обеспечение доллара на уровне 1:1, по закону они могли снизить покрытие до 40%. Если допустить, что денежный агрегат Китая составляет порядка 1,4 трлн долларов (9 трлн юаней), то для 40-процентного обеспечения золота понадобится сумма в 560 млрд долларов, – что примерно равно официальным запасам США на уровне 8 200 тонн.
Чтобы система торговли валютой с золотым покрытием заработала, на начальном этапе хватит и двух стран. Поскольку Китай молчаливо поддерживает Россию на Украине, а сам зависит от российской нефти и других товаров, не исключено, что он уже нашел своего партнера в этом танце. Страны могут создать расчетную торговую валюту (отличную от резервной валюты) за пределами долларовой системы.Они могли бы договориться о торговле на основе нетто расчетов – то есть рассчитываться на периодической основе (допустим, каждый квартал). Недавно аналитики российского Внешэкономбанка предложили создать обеспеченный золотом стейблкоин под рабочим названием "золотой рубль". По их исследованиям, западные страны не смогут блокировать расчетные операции в такой валюте, поскольку ее обменный курс будет привязан к рыночному курсу золота, а не к доллару, евро или, если уж на то пошло, официальному рублю.
При таком подходе золота потребуется намного меньше. И конечно же обеспечивать валюту можно даже сырьевой корзиной – не обязательно золотом. Просто золото – единственный металл, который хранится в центральных банках по всему миру. Для этого нужно нечто осязаемое, поэтому биткойн я не рассматриваю: Китай его уже запретил и не предоставил России реальной возможности обойти санкции.
Если это все же произойдет, что будет делать остальной мир? Прежде всего надо отметить, что страны, на которые приходится свыше 80% мирового населения, решили переждать в стороне и не стали осуждать Россию за ее неспровоцированные боевые действия. Экономические гиганты вроде Индии и Бразилии, а также основная часть Глобального Юга, не занимают ничью сторону, и многие хотят поддерживать с Россией хорошие торговые отношения. Поэтому нетрудно себе представить разветвленную глобальную валютную систему, в которой неприсоединившиеся страны будут торговать как в долларовой системе с США, так и в обеспеченной золотом – с Китаем и Россией.
И покуда американцы затариваются цифровыми валютами, глобальные центральные банки активно скупают золото. Они начали еще в 2010 году и до сих пор покупают, параллельно сокращая свои долларовые резервы – в 2000 году на них приходилось 71%, но сейчас всего 59%. Физически золото перемещается с запада на восток. В то же время появились признаки, что нефтедолларовая система дает трещину. Саудовская Аравия заговорила о продаже нефти Китаю за юани и открыто поддержала Россию в вопросе квот ОПЕК, несмотря на все призывы администрации Байдена нарастить добычу.
Большинство экономистов парируют, что доллар – штука "липкая" и так просто не рухнет. Я же заключил, что большинство экономистов ошибаются практически во всем. Поэтому давайте подумаем о том, как на потенциальный исход, который я сейчас обрисовал, отреагируют США. Я предполагаю, что для начала они будут сопротивляться и всех дискредитировать.
В конце концов, рыночные силы могут резко сократить необходимый объем долларов, и его стоимость снизится соответственно. Разумеется, США могут так или иначе вернуться к золотому стандарту, но даже при 20-процентном обеспечении своей денежной массы золото придется переоценить до 7 500 долларов за унцию.
Это может показаться чем-то из ряда вон выходящим, но вспомните, что в 1933 году США обязали граждан продать свое золото правительству по 20,67 доллара за унцию, после чего тут же "передумали" и переоценили его до 35 долларов. Они ограбили собственных граждан, чтобы обесценить доллар на 70%.
Смириться с этим американцам будет трудно, а политиков, отвыкших за полвека от финансовой дисциплины, золотой стандарт здорово приструнит. Кроме того, придется пойти на значительное понижение уровня жизни.
Хотя возможно, иного выбора попросту не останется, если основная часть мира движется в сторону золотого обеспечения. Как бы то ни было, будем надеяться, что переход пройдет мирно. Это всяко лучше, чем переходы кровавые, – а их мы и видели веками.
Фрэнк Джустра – канадский бизнесмен, филантроп и сопредседатель Международной кризисной группы. Внештатный обозреватель Toronto Star