Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
После череды скандалов с нацистскими высказываниями посла Украины в Берлине Андрея Мельника он отправляется домой в Киев — на пост замглавы МИД Украины. Последней каплей стала защита Мельником преступлений Бандеры. Немцам не мешало бы подумать: если они не выдержали бандеровца-посла, то каково же русским под бандеровцами-начальниками?
Кем был Степан Бандера на самом деле? "Он ни в коем случае не был массовым убийцей", — говорит посол Украины в Германии Андрей Мельник. Историк Гжегож Россолинский-Либе считает по-другому. Он написал первую научную биографию Бандеры, за что стал получать угрозы от украинских националистов.
В одном из интервью с Тило Юнгом (Tilo Jung), главным редактором политического интернет-шоу Jung und Naiv, Андрея Мельника, посла Украины в Германии, спросили о его отношении к Степану Бандере (1909 — 1959), предводителю Организации Украинских националистов ОУН* (экстремистская организация, запрещена в России — прим. ИноСМИ). Несмотря на то, что эта организация некоторое время сотрудничала с нацистской Германией и активно участвовала в убийствах евреев и поляков, Мельник не дистанцировался от Бандеры, на могилу которого в Мюнхене он в 2015 году возложил цветы.
Мельник отрицает, что Бандера был "массовым убийцей евреев и поляков". Правда, украинское министерство иностранных дел при этом заявило, что Мельник не озвучивал его официальную позицию. Но израильское посольство уже заговорило о принижении значения Холокоста. А Польша назвала высказывания Мельника неприемлемыми.
Гжегож Россилинский-Либе (Grzegorz Rossoliński-Liebe) — историк, один из лучших знатоков этой темы. При поддержке Фонда имени Альфреда Ландэккера он преподает в Свободном университете Берлина. В 2014 году Россилинский-Либе опубликовал первую научную биографию Степана Бандеры, которая затем была переведена на польский, русский и украинский языки.
WELT: Господин Россилинский-Либе, как была основана ОУН*, где она действовала и за что боролась?
Гжегож Россилински-Либе: ОУН была основана украинскими ветеранами Первой мировой войны Евгением Коновальцом (1881 — 1938), Андреем Мельником (1890 — 1964) и Романом Сушко (1894 — 1944) в 1929 году в Вене. Ранее в 1921 году эти же люди основали в Праге некую военную организацию украинцев, но она не стала такой же популярной. Организация действовала только в той части Украины, которая относится к Польше. В советской Украине, где жило 80 процентов украинцев, ОУН* не существовала и не была там известна. Она укрепила свои позиции только в период, когда к ней присоединилось поколение Бандеры, то есть люди, родившиеся приблизительно в 1910 году. ОУН* находилась в Польше на нелегальном положении и действовала в подполье. Ее руководители жили в Берлине, Вильнюсе, Праге, Риме и Берне.
— Как Степан Бандера пришел к национализму? Его отец был греко-католическим священником. Может быть, это сыграло определенную роль?
— Да, отец Степана Бандеры Андрей Бандера играл важную роль в этом процессе, однако лишь до тех пор, пока Степан не стал радикальнее своего отца. Для Андрея Бандеры религия была важнее национализма. В отличие от него Степан Бандера придавал украинскому национализму, который фашизировался в 30-40-е годы, большее значение, чем религии. Бандера и его организация использовали религию для политических целей и поддерживались греко-католическими священниками в Галиции, а также псевдо-православными священниками на Волыни. Даже во время Второй мировой войны, когда ОУН* занималась этническими чистками на Украине, часть священников в Галиции поддерживала ее политику.
— Бандера говорил, что борьба за свободу Украины "потребует не сотен, а тысяч человеческих жизней". За сколько жертв несет ответственность лично Бандера и за сколько — его организация?
— Целью ОУН* было создание этнически гомогенного украинского государства. Еще в середине 1930-х годов такие её члены, как Михаил Колодзинский, составляли планы очистки территории Украины от евреев, поляков и русских. Во время Второй мировой войны украинские националисты и обычные украинцы помогали немецким оккупантам при уничтожении 800 тысяч евреев в Западной Украине. Основную ответственность за это массовое убийство несут национал-социалисты, но вклад членов организации и обычных украинцев также был значительным.
Погромы лета 1941 года были организованы вермахтом, эсэсовцами и оуновцами*. Большинство евреев в Западной Украине было истреблено уже в 1942 году. В Восточной Галиции было расстреляно 200 тысяч евреев и столько же отправлено в лагерь смерти Белжец. В Волыни было расстреляно свыше 200 тысяч евреев, депортация там не проводилась. Украинские националисты присоединились к украинской полиции, они вместе помогали немцам убивать евреев на Западной Украине. Истребление евреев было одной из важных целей ОУН*. Когда весной 1943 году 90 процентов евреев было уничтожено, 5000 украинских полицейских дезертировали и присоединились Украинской Повстанческой Армии (УПА)** (экстремистская нацистская военная организация, запрещена в России — при м. ИноСМИ). Она была создана ОУН* в конце 1942 года. В период между 1943 и 1944 годами украинские националисты из этой самой "армии" убили на Волыни и в Галиции около 100 тысяч поляков и согнали несколько тысяч выживших поляков с их земли.
— Как оценивать тот факт, что Бандера в разгар массовых убийств находился в заключении?
— Бандера принимал участие в этих преступлениях разными способами. Он был арестован в начале июля 1941 года и содержался как особый политический заключенный Главного управления имперской безопасности (RSHA) в концлагере Заксенхаузен, где сидели также румынский фашист Хория Сима и австрофашист Курт Шушниг. Бандера активно участвовал в подготовке насильственных акций лета 1941 года и находился в гуще событий, так как намеревался стать лидером украинского государства, провозглашенного 30 июня 1941 года во Львове.
После ареста у него не было точных сведений о том, как убивали евреев в 1942 году и как "повстанцы" из его армии уничтожали поляков. Но истребление этих этнических групп соответствовало его политическим представлениям. Украинские националисты, убивавшие евреев и поляков, отождествляли себя с Бандерой и знали, что он является их предводителем.
Поэтому ответственность Бандеры отличается от вины Гитлера или Павелича, потому что Гитлер, Павелич и Муссолини не были в заключении, когда их войска совершали массовые убийства. Тем не менее утверждение, что Бандера не несет ответственности за эти убийства, поскольку он в тот момент сидел в лагере и не был осужден Нюрнбергским трибуналом, конечно, неверно. Я различаю в данном случае между прямую ответственность за убийства и политическую ответственность. После того как Бандера стал заключенным RSHA, он все же сохраняет политическую ответственность. Это подробно объяснено в моей биографии Бандеры и в статье, опубликованной Польским центром исследования Холокоста в Варшаве. Она появится также в сборник Yad-Vashem Studies и в ежегоднике Jahrbuch für Antisemitismusforschung.
Дискуссия, которая в данный момент ведется в Германии, вызвана не только высказываниями посла Андрея Мельника о Бандере, но и тем, что коллаборационизм и фашизм в Восточной Европе долгое время не изучались на Западе. Особенно игнорировались они в Германии. Я сам неоднократно испытывал на себе враждебность и подвергался угрозам со стороны украинских националистов, а также стал объектом травли со стороны украинских и немецких историков из-за моих исследований.
Для немецких и восточноевропейских историков долгое время было намного удобнее исследовать только немецких виновников Холокоста и рассматривать их как центральные фигуры в геноциде евреев. То, что в принципе все погибшие в ходе Холокоста евреи в той или иной форме были жертвами коллаборационизма, неохотно признавалось в Германии и в восточноевропейских странах. Благодаря высказываниям Мельника наше представление о Холокосте расширяется.
— По каким причинам Гитлер в 1941 году отказался признавать украинскую государственность? И как отреагировали Бандера и ОУН* на это?
— На это есть две важные причины. Во-первых, Гитлер не хотел существования таких государств как Литва, Латвия, Украина и Белоруссия на территории, захваченной им после нападения на Советский Союз 22 июня 1941 года. Во-вторых, ему не нравилось работать с молодыми и радикальными фашистами типа Степана Бандеры или Хории Симы. Он предпочитал сотрудничать с национал-консервативными и фашистскими лидерами своего возраста, такими как Анте Павелич, Ион Антонеску, Иосиф Тисо или Миклош Хорти.
Бандера и другие националисты были, конечно, глубоко разочарованы. Реакция Бандеры была смесью упорства и готовности к переговорам. В ходе переговоров он сначала настаивал на том, чтобы Украина стала таким же государством, как Хорватия или Словакия. Спустя несколько недель, после того как Гитлер и другие нацисты полностью утратили интерес к сотрудничеству с ним, Бандера захотел разговаривать с Альфредом Розенбергом, но и у того не было интереса дискутировать с предводителем ОУН.
— Заключение Бандеры в концлагерь используется его сторонниками в качестве аргумента, чтобы смягчить его обвинение в коллаборационизме. Каковы были условия содержания Бандеры в Заксенхаузене?
— После ареста Бандеры нацисты сочли его фракцию в ОУН* движением, опасным для Германии. В целом было арестовано несколько сотен членов организации. Приблизительно 200 человек было отправлено в Освенцим. Там погибли два брата Бандеры. Но с самим Бандерой как с особым политическим заключенным RSHA обращались хорошо. У него была отдельная камера в блоке, в котором были размещены и другие политические заключенные. Осенью 1944 года его освободили, так как он согласился мобилизовать украинцев на борьбу с Красной Армией.
— Можно ли сравнить ОУН с другими националистическими движениями, сотрудничавшими с нацистской Германией?
— ОУН* во многом была схожа с хорватским фашистским движением усташей. До Второй мировой войны оба движения не имели государств, где могли бы установить свои режимы. Обе организации поддерживал Муссолини, и они активно сотрудничали. Когда в апреле 1941 года было провозглашено хорватское государство, руководители ОУН* поздравили усташей, предполагая, что Гитлер так же поступит и с Украиной. Среди других движений этого толка можно назвать румынскую "Железную гвардию", словацкую "Глинкову словацкую народную партию" и венгерскую "Партию скрещенных стрел".
— Как сложилась судьба Бандеры после Второй мировой войны?
— После войны Бандера жил в Мюнхене и в таких местах, как Штарнберг недалеко от Мюнхена. В Мюнхене с помощью британских, американских и западногерманских спецслужб он создал некий центр ОУН. Он поддерживал контакты с Франциско Франко в Испании и остерегался КГБ, потому что тот намеревался его похитить или убить. Со своими детьми он совершал прогулки по Альпам и заводил интрижки с молодыми женщинами. За исключением немецкой разведки BND все другие спецслужбы от него дистанцировались, потому что он продолжал верить в фашизм и казался им слишком радикальным. Поссорился он и с другими ветеранами движения.
— В 1959 году Бандера был убит агентом КГБ и стал культовой фигурой, о чем вы пишите в своей книге.
— Культ Бандеры возник в начале 90-х годов прежде всего на западе Украины и присутствует там до сих пор. Он сильно похож на культ, который после покушения на Бандеру поддерживался украинскими диаспорами в Западной Германии, Канаде, Англии и США. В Центральной и Восточной Украине, а также в Закарпатье историческая политика, представляющая Бандеру национальным героем и борцом за свободу, отвергается. Поэтому украинские местные власти за пределами Западной Украины называют в его честь только улицы, но не ставят ему памятники. Украина — гетерогенная страна как с политической, так и с культурной точки зрения. То, что нынешнее украинское правительство дистанцируется от высказываний Андрея Мельника, меня не удивляет. Наверняка Зеленский относится к Бандере по-иному, чем Мельник, но ничего плохого про Бандеру Зеленский тоже не говорит.
С другой стороны, украинское правительство, вероятно, опасается, что Польша и другие страны из-за высказываний Мельника откажутся поддерживать Украину в ее войне против России. Что я лично нахожу интересным во всем этом деле, так это реакция в Германии. Думаю, Мельник разбудил немецкую общественность. Она начинает медленно воспринимать Холокост более широко и не сводить его только к немецким преступникам, немецкой оккупационной политике и немецкой вине. Возможно, понимание того, что коллаборационизм был важной составной частью Холокоста и важным аспектом немецкой истории, станет положительным моментом в дебатах вокруг посла Андрея Мельника и предводителя нацистов Степана Бандеры.
*Экстремистская, близкая к нацистам организация, запрещена в Российской Федерации
**Нацистская организация 1940-х годов, запрещена в Россисйской Федерации