Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Уход Бориса Джонсона с поста премьер-министра Великобритании может повлиять на ситуацию в мире и на Украине, пишет "Страна". Издание приводит мнения британских экспертов и журналистов о том, каковы могут быть последствия отставки "Джонсонюка".
Александра Харченко
Кон Кафлин, политолог, обозреватель The Telegraph
– У Украины есть все основания опасаться последствий падения Бориса. Премьер-министр оказал больше поддержки Киеву, чем все остальные, а США оказались неспособны выполнять свою традиционную руководящую роль в западном альянсе из-за постоянных оплошностей Байдена. В то время как именно Джонсон "подставлял шею".
В украинском вопросе он показал свои лидерские качества, продемонстрировал готовность пойти на риск. Мы не знаем, был бы сейчас жив Зеленский, если бы не тысячи единиц противотанкового оружия NLAW, которые Великобритания отправила Украине.
Поддержка, которую Джонсон получал от министра обороны Бена Уоллеса и главы британского МИД Лиз Трасс, предполагает, что даже без руководства нынешнего премьер-министра Лондон продолжит играть заметную роль в украинском кризисе. Однако преемник Джонсона может не иметь такой склонности к риску или готовности делать все возможное ради Киева.
Гидеон Рахман, The Financial Times
– Великобритания в обозримом будущем останется обременена главным наследием Джонсона – Брекситом. Голосование по Брекситу, которое продюсировал Джонсон, дестабилизировало британскую политику, серьезно подорвало экономическую систему и нарушило торговые и дипломатические отношения страны с ее европейскими союзниками.
Тот факт, что Джонсон теперь широко известен как серийный лжец, глубоко безответственный и неспособный принимать трудные решения, может кинуть тень сомнения на его фирменное "достижение".
В то же время у нового британского премьер-министра будет возможность укрепить личные отношения с ключевыми европейскими лидерами, в частности с французом Эммануэлем Макроном.
Консерваторы вполне могут выбрать в качестве следующего премьер-министра сторонника жесткой линии Брексита – того, кто отсрочит конфронтацию с ЕС из-за протокола Северной Ирландии. Тот неоспоримый факт, что этот протокол, согласованный Джонсоном, действительно создает внутреннюю таможенную границу на всей территории Великобритании (что он всегда отрицал), является еще одной частью ядовитого наследства уходящего премьер-министра своему преемнику.
Единственная зарубежная столица, которой будет очень не хватать Джонсона, – это Киев. Среди западных правительств Великобритания во главе со своим премьер-министром была одной из тех, кто поддерживал Украину, как в дипломатическом, так и в военном смысле. В последние недели Джонсон обычно выглядел более счастливым на Украине, чем в Великобритании. Но активная помощь Великобритании Украине демонстрирует межпартийный консенсус ведомств, который почти наверняка сохранится, кто бы ни стал следующим премьер-министром.
Тем не менее это не означает, что выбор следующего премьер-министра Великобритании не имеет отношения к конфликту на Украине. Наоборот, тот, кто заменит Джонсона на Даунинг-стрит, вступит прямо в самую опасную геополитическую катастрофу после окончания холодного конфликта.
Консерваторы должны понуриться со стыда: Борис Джонсон – худший лидер в нашей историиКонсервативная партия породила чудовище – Бориса Джонсона, пишет Guardian. Нельзя недооценивать, насколько трудно его будет остановить, даже лишив власти. Автора статьи возмущает, что по условиям сделки он останется премьер-министром до осени.
07.07.202200
Следующему британскому премьеру понадобятся спокойствие, твердость суждений, способность строить отношения с союзниками и понимание связанных с этим опасностей. Это качества, которые раньше не принимались во внимание премьер-министра Великобритании. Но, говоря о претендентах, которые уже борются за место Джонсона, трудно быть оптимистом в том, что его преемник справится с этой проблемой.
Том МакТаг, журналист
– Джонсон Брекситом навсегда изменил Британию – возможно, не ее душу, но ее место в мире, ее самоощущение и ее будущее. Сегодня Британия находится в более слабом положении, чем за последние десятилетия, и во многом это из-за Джонсона. Справедливости ради следует отметить, что, когда он пришел к власти, она была в ослабленном положении: разделенная, застрявшая, неспособная покинуть Европейский союз, как того требовал референдум. Его единственным крупным достижением было введение в действие результатов этого референдума, важного момента для британской демократии, чего бы это ни стоило.
Примерно через шесть месяцев после того, как он стал премьер-министром, Джонсон полностью разрушил сложную, несовершенную британскую версию членства в ЕС, на создание которой ушло 50 лет. Был ли Джонсон прав, выступая за Брексит, когда-либо вообще верил в него или использовал его только для личного продвижения, не имеет значения.
Вместо этого членства он заключил тонкое торговое соглашение с ЕС и проложил внутреннюю торговую границу в самом Соединенном Королевстве. Это урегулирование теперь является частью международного права и закреплено во внутренней политике подтверждением лейбористской партией того, что она не будет оспаривать свой основной принцип. Если бы будущее правительство предложило вернуть Великобританию в ЕС, оно должно было бы сделать это с позиции слабости, возвращение статус-кво, как было раньше, уже невозможно.
Нейл Кобден, журналист
– Из-за проведенного Джонсоном Брексит, который был его главной "фишкой", серьезно ухудшились отношения между ЕС и Великобританией. Да и в целом статус Британии за рубежом сильно упал. И многие британцы, в том числе и голосовавшие за выход из ЕС, пожалели о Брексите, считая, что он стал одной из причин нынешнего экономического кризиса и роста цен.
С уходом Бориса между Брюсселем и Лондоном ожидают потепление, хотя его уровень зависит от того, кто будет преемником. Многие даже считают, что есть шансы на воссоединение с ЕС в будущем, хотя другие уверены, что дважды в одну реку не войти. Есть версия, что может быть заключён некий новый договор, который будет касаться воссоединения с единым рынком ЕС или таможенным союзом, или разрешения свободного передвижения рабочей силы с Европой.
С Украиной сложнее. С одной стороны, преемники Джонсона продолжат поддержку Киева. Хотя, конечно, зависит, кто сменит Бориса. Если глава МИД Лиз Трасс или министр обороны Бен Уоллес, то они будут вести прежнюю внешнюю политику, помогая Киеву и противостоя Москве. А вот если к власти придет, например, ушедший в отставку министр финансов Риши Сунак (который во многом педалировал уход Джонсона), то не все так однозначно. И вопрос в том, какова будет степень поддержки Киева и хватит ли ее для победы Украины.
Есть мнение, что новый премьер сосредоточится на внутренних проблемах, а внешняя политика чуть отодвинется на задний план. В то же время Джонсон принял много международных обязательств в отношении Украины, от которых не так просто отказаться.