Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украинский кризис запустил новую фазу международной поляризации. Швеция и Финляндия вступают в НАТО. Россия и Китай расширяют Шанхайскую организацию и БРИКС, которую считают наиболее заметным конкурентом НАТО на востоке, пишет Noonpost.
Украинский кризис запустил новую фазу международной поляризации, началом которой стала беспрецедентная поддержка Киева Западом в ходе российской операции. Итогом же можно назвать почти завершившуюся подготовку к присоединению Швеции и Финляндии к Организации Североатлантического договора.
С другой стороны, Россия и ее экономическая опора (Китай) не остались безучастными перед лицом такого развития событий. Они активно противостоят действиям Запада путем расширения влияния и состава Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС, группы, которую некоторые считают наиболее заметным конкурентом НАТО на востоке.
В связи с заявлением Швеции и Финляндии о желании вступить в НАТО 22 июня в формате видеоконференции прошел саммит БРИКС под председательством Пекина. В ходе мероприятия президент России Владимир Путин указал на необходимость более тесного сотрудничества между членами группы и ее укрепления перед лицом вызванных украинским кризисом угроз.
Западные издания опубликовали статьи об усилиях Москвы и Пекина по расширению состава БРИКС (считаются рычагом давления в руках Востока перед лицом растущего влияния Запада) за счет Саудовской Аравии и Ирана. В свете относительно общих знаменателей в отношении целей лидеров БРИКС и программы правительств России и Китая, удастся ли им добиться присоединения указанных стран к восточному лагерю?
Группа БРИКС была создана в 2006 году с целью противостояния Западу и слома однополярной международной системы. Первый саммит состоялся в июне 2009 года в российском городе Екатеринбург при участии Бразилии, России, Индии и Китая. Сначала группа называлась БРИК, но с присоединением Южно-Африканской Республики в 2010 году была переименована в БРИКС.
По оценкам экспертов, размер экономик нового лагеря превышает совокупный объем производства стран Большой семерки (США, Великобритания, Германия, Япония, Франция, Канада и Италия), а на территории его стран проживает 45% населения мира. На БРИКС приходится 27% населенной площади земного шара, что превышает 39 миллионов квадратных километров.
Болезненный удар по восточному лагерю
Несмотря на попытки Москвы противостоять вступлению Швеции и Финляндии в НАТО, Анкара (в рамках взаимовыгодных договоренностей, разумеется) сняла свои возражения относительно данного решения. Это нанесло сильный удар по российской стороне, поскольку увеличивает вес НАТО на восточном направлении. Путин всегда опасался такого сценария, что и подтолкнуло его начать операцию на Украине 4,5 месяца назад и вернуть Крым 8 годами ранее.
Могут быть различия между украинским и шведско-финским (скандинавским) досье, и довольно близоруко проецировать происходящее на Украине (задний двор русских) на скандинавский ландшафт, но большое количество игроков и сил в Восточной Европе само по себе представляет угрозу российскому влиянию, имеющему тенденцию к расширению в более чем на одном направлении.
29 июня на пресс-конференции после Каспийского саммита в Туркменистане, в котором приняли участие Россия, Азербайджан, Иран и Казахстан, президент Путин подчеркнул, что его страну не беспокоит вступление Швеции и Финляндии в НАТО, но предупредил, что ответит на любые угрозы.
Он добавил: "У России нет проблем с этими государствами [со Швецией и Финляндией], и поэтому в этом смысле непосредственной угрозы расширение [НАТО] за счет этих стран не создает <...> Но расширение военной инфраструктуры на территории этого региона безусловно вызовет нашу ответную реакцию".
Реакция Кремля была более дипломатичной, чем ожидалось, особенно после серии резких предупреждений Путина относительно расширения западного влияния на восток, поэтому ряд экспертов сочли ее двусмысленной. Они интерпретировали ее как колебание между временной дипломатией и политикой кнута и пряника, в связи с чем она остается открытой для всех возможностей, включая усилия по противостоянию НАТО через другой блок, включающий наибольшее количество сил, и здесь выбор пал на БРИКС.
БРИКС против G7. Столкнулись ли мы с новым экономическим миропорядком?Россия пытается положить конец господству доллара и контролю Америки и Запада над мировой финансовой системой. Москва начала продавать нефть за рубли и перешла на расчеты с некоторыми странами в национальной валюте. Присоединятся ли страны БРИКС к её борьбе?
09.07.202200
БРИКС - "НАТО Востока"
Может ли БРИКС стать мощным противовесом НАТО? Обладает ли он потенциалом, необходимым для роли, на которую рассчитывает восточный лагерь для слома высокомерного Запада? По мнению ряда экспертов, этот союз может играть параллельную G7 и всей европейской системе роль.
Нынешние условия благоприятны для активизации группы и развития ее деятельности, особенно в финансово-экономическом направлении, в свете наложенных на Россию западных санкций. У БРИКС теперь есть все инструменты, чтобы составить конкуренцию западным альянсам: географический охват (Азия и Африка), экономический, военный и политический потенциал и огромный демографический ресурс. Следует упомянуть и усилия по расширению состава группы за счёт других стран и групп, таких как ШОС, которая поможет ей выполнять возложенные на него задачи.
Как отмечают эксперты, присоединение Шанхайской организации сотрудничества к БРИКС с ее беспрецедентным международным весом (страны группы занимают около 60% площади Евразии, в них проживает 50% населения мира) дает группе возможность конкурировать с НАТО и Европейским союзом. В свете недавних событий и сомнений в силе влияния Запада на Ближнем Востоке и в Африке новый альянс может превзойти своего конкурента во многих вторичных регионах.
В последнее время Москва активно прилагает усилия по расширению карты группы по вертикали, то есть за счет развития отношений с экономическими партнерами БРИКС и поиска альтернативных механизмов денежных переводов с целью снижения зависимости от доллара и евро, и по горизонтали - за счет привлечения новых стран с большим экономическим и политическим весом во главе с двумя противниками - Саудовской Аравией и Ираном.
Увенчаются ли успехом усилия по привлечению Саудовской Аравии и Ирана?
Москва и Пекин стремятся достичь своего рода глобального "геополитического равновесия" и утверждения многополярной модели путем привлечения Эр-Рияда и Тегерана ввиду их огромного потенциала.
Союз, который намерены создать Россия и Китай, теоретически будет поддерживать экономические связи между его членами в условиях западных санкций. Это может стать важной точкой соприкосновения для запуска проекта, и хотя есть крупные препятствия, которые необходимо преодолеть, ШОС и БРИКС могут сыграть большую роль в изменении мирового порядка.
Выбор Ирана и Саудовской Аравии не был случайным. Помимо их экономических и иных ресурсов, между ними и странами восточной оси есть точки соприкосновения, связанные с напряженными отношениями с Западом, особенно Вашингтоном. Если говорить о саудовцах, то их отношения с американцами находятся под угрозой с тех пор, как Джо Байден пришел к власти. Кроме того, сыграла свою роль утрата доверия в результате ухода Вашингтона из стран региона и сокращения гарантий странам Персидского залива. Это побудило саудовцев искать альтернативы, чтобы компенсировать постепенный уход США. Наконец, видение БРИКС совпадает с видением наследного принца Саудовской Аравии в отношении диверсификации экономики страны, зависимой от нефти.
С иранской стороны вопрос, возможно, практически исчерпан, поскольку Тегеран на протяжении многих лет активно сотрудничает с восточной осью в поисках экономических возможностей для обхода американских санкций.
Вне всякого сомнения, усилия по присоединению Саудовской Аравии к блоку столкнутся с препятствиями и вызовами. Кроме того, с недавних пор Эр-Рияд пытается открыть новую страницу в отношениях с Соединенными Штатами после того, как было объявлено о визите американского президента в саудовскую столицу в этом месяце, а также возможной встрече с наследным принцем в попытке погасить старые разногласия и укрепить будущее партнерство.
Несмотря на всю напряженность в саудовско-американских отношениях, общих знаменателей между ними гораздо больше, чем спорных моментов, поскольку правящая элита королевства по-прежнему видит в Белом доме рычаг для легитимации и устранения любого режима. Вероятно, на неё сильно подействовало заявление Дональда Трампа, когда он сказал, что без американской поддержки саудовский монарх не продержится у власти более двух недель: отношения двух государств неожиданно укрепились, были заключены десятки соглашений, и саудовцы вложили миллиарды долларов в американский рынок.
В конце концов, Россия и Китай приложат все возможные усилия, чтобы убедить Саудовскую Аравию присоединиться к их союзу, и постараются преодолеть все имеющиеся на этом пути препятствия. Как ожидается, королевство будет вести себя консервативно в попытке сохранить баланс в отношениях с восточным и западным лагерями. Немало будет зависеть от итогов визита Байдена на Ближний Восток.