Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Санкции США против России оказались бесполезны и не дадут того эффекта, на который рассчитывает Америка, сколько бы она их ни "латала", пишет "Хуаньцю шибао". Яркий тому пример – эмбарго на нефть. Запад столкнулся с "непредвиденными" последствиями высокой инфляции.
В настоящее время министр финансов США Джанет Йеллен совершает первую рабочую поездку по Азиатско-Тихоокеанскому региону с момента вступления в должность. Во время визита в Японию Йеллен и министр финансов Японии выступили с совместным заявлением, в котором отметили, что изучат способы сдерживания роста цен на энергоносители, включая возможность установления верхнего предела на цены на экспорт российской сырой нефти в случае необходимости.
После начала российско-украинского конфликта США и их союзники ввели запрет на экспорт черного золота из России. Замечания Йеллен показывают, что Соединенные Штаты не только не собираются снимать эмбарго, но и хотят регулировать стоимость нефти. Причина высоких мировых цен на энергоресурсы очень проста — все дело в запрете российской нефти. Из-за него на международном нефтяном рынке возникла определенная нехватка предложения, которая приводит к дальнейшему росту цен. Поэтому американские санкции против России не дали реального эффекта. С одной стороны, Россия только выиграла от роста мировых цен на сырую нефть, поскольку обменный курс рубля продолжает расти, а ее валютные резервы — увеличиваться. С другой стороны, такие страны, как Соединенные Штаты, уже стали жертвами увеличения мировых цен на энергоносители. Индекс цен в США и Европе резко вырос, в результате чего основной внутренней экономической проблемой стала инфляция, которая может спровоцировать политические и социальные потрясения.
Столкнувшись с этой неожиданной ситуацией, Соединенные Штаты не могут бездействовать. Об отмене санкций в отношении экспорта сырой нефти из России в настоящее время не может быть и речи. Если эмбарго будет снято сейчас, это означает, что Белый дом признает санкции против России безуспешными и несостоятельными, что нанесет серьезный ущерб достоинству и авторитету Вашингтона. Единственное, что сейчас может сделать администрация Джо Байдена, это продолжать добавлять на санкции "технические заплатки". Йеллен полагает, что, поскольку рост цен на энергоносители является основной причиной инфляции, установление ограничений на экспортные цены на российскую нефть станет главным направлением следующих политических усилий. Такая стратегия обычно включает два момента. Во-первых, можно будет разрешить России экспортировать сырую нефть, чтобы ослабить давление на нефтяной рынок и предложение, тем самым снизив инфляцию. Во-вторых, это ограничит ее стоимость, что урежет доходы Москвы от продажи.
Худший энергетический кошмар Европы становится явьюЕвропа не в силах справиться с энергетическим кризисом. Ей действительно грозит дефицит газа в момент, когда он нужен больше всего, пишет FP. Грядет "зима недовольства", нормирование и закрытие предприятий вполне могут стать новой реальностью.
14.07.202200
Для достижения этой цели потребуется координация с тремя ключевыми заинтересованными сторонами, помимо европейских стран. Во-первых, с союзниками в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Япония и Южная Корея, как верные соратники Америки, должны хотя бы для вида согласиться с предложением установить ценовые ограничения в своих программных заявлениях. Более того, по предположению США, ограничение цены также может позволить Японии, Южной Корее и другим странам покупать российскую нефть по более низкой цене. Во-вторых, нужно договориться с Китаем и Индией. Обе державы явно не собираются легко принимать предложение. На самом деле они не согласны с самовольными американскими санкциями, считая, что только "Совет Безопасности ООН обладает уникальными полномочиями по введению санкций". Поэтому поддержка Китаем и Индией предложения Вашингтона об ограничении стоимости российской нефти идет вразрез с принципами обеих стран в отношении санкций против России и не имеет под собой необходимой политической и дипломатической основы. В-третьих, нужно скоординироваться с Россией.
Соединенным Штатам также необходимо разрешить России экспортировать ее сырую нефть по установленной цене. Условием для этого является общее разрешение Штатов осуществлять экспорт в соответствующие страны. С точки зрения Вашингтона, разрешение России экспортировать сырую нефть по сниженной цене уже является ослаблением санкций, поэтому это огромный подарок и уступка Москве. Но с точки зрения Кремля, это может быть еще более серьезным унижением. Мало того что санкции не сняты, так США еще и ограничили экспортные цены. "Они и нефть мою хотят, и цены устанавливать" — подобное действительно звучит оскорбительно.
В настоящее время идея ограничения цен на российскую нефть до конца не разработана, а в администрации Байдена еще много внутренних противоречий. Даже если сам президент поддерживает видение Йеллен, соответствующую политику все еще необходимо тщательно изучить и скорректировать на основе результатов рабочей поездки министра финансов в АТР.
Однако даже если Соединенные Штаты и их союзники достигнут консенсуса об ограничении цен, впереди еще слишком много структурных вопросов. Если ограничения действительно будут реализованы, то на международном нефтяном рынке возникнет две цены на нефть. Одной из них будет нормальная цена, формирующаяся в соответствии с рыночным механизмом, например, цена сырой нефти марки Brent. Другой — санкционированная и искусственно регулируемая цена на российское черное золото. Очевидно, что исходя из первоначального намерения ограничений, последняя будет намного ниже первой. Но если есть "дешевая" российская нефть, то зачем покупать другую дорогую? И по каким правилам будет определяться, какие страны могут покупать у России задешево? На эти вопросы пока что трудно ответить. Кроме того, как все мы знаем, когда возникает разница в ценах, искусственно вызванная политическими действиями, неизбежно появляются "спекулянты". В дальнейшем Соединенным Штатам придется принять жесткие меры против "спекулятивного" поведения правительств и многонациональных компаний, что повлечет за собой огромные затраты на исполнение этой новой контрмеры против России.
В целом направление экономических санкций США против России изначально было ошибочным, не получило широкой поддержки со стороны международного сообщества и не имеет достаточной легитимности, а в настоящее время еще и столкнулось с непредвиденными последствиями высокой инфляции. Различные средства правовой защиты в Соединенных Штатах работают в неправильном направлении. А когда направление неверное, то чем больше совершается усилий, тем выше издержки и тем сильнее разочарование.