Эпоха дорогостоящей нефти затянется надолго

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Несмотря на то, что в последние недели нефть несколько подешевела, радоваться рано, сообщает Bloomberg. Период высоких цен на это сырье может продлиться ещё несколько месяцев или даже лет, считает автор статьи. Он объясняет, почему так происходит.
Уилл Кеннеди (Will Kennedy)
Хотя цены опустились до трехмесячного минимума, мир все еще испытывает трудности в том, чтобы добывать нужные ему объемы нефти. И влияние этого фактора на глобальную экономику и политику будет чрезвычайно сильным.
Шестого июля стоимость нефти марки Brent впервые с апреля опустилась ниже отметки в 100 долларов за баррель, подарив политикам, владельцам бизнеса и автомобилистам по всему миру надежду на то, что дни высоких цен на топливо подходят к концу.
Но этого пока не случилось.
На самом деле динамика изменений спроса и предложения указывает на затяжной период высоких цен, который может продлиться несколько месяцев или даже лет. Спрос на топливо продолжает расти, поскольку мир все еще восстанавливается после пандемии коронавируса. В настоящее время наблюдается нехватка перерабатывающих мощностей, необходимых для того, чтобы превращать нефть в топливо. А крупнейшие в мире производители уже ведут добычу в максимально возможных объемах. И все это происходит на фоне украинского конфликта, который препятствует полноценному экспорту нефти из России.
Худший энергетический кошмар Европы становится явьюЕвропа не в силах справиться с энергетическим кризисом. Ей действительно грозит дефицит газа в момент, когда он нужен больше всего, пишет FP. Грядет "зима недовольства", нормирование и закрытие предприятий вполне могут стать новой реальностью.
"Мир еще не сталкивался с настолько серьезным энергетическим кризисом в плане масштабов и сложности, – заявил на форуме 12 июля Фатих Бироль (Fatih Birol), исполнительный директор Международного энергетического агентства (МЭА). – Возможно, мы еще не достигли кульминации этого кризиса, и это оказывает влияние на весь мир".
Влияние на глобальную экономику и политику огромно. Рост цен на бензин на 42% в этом году уже привел к тому, что инфляция в Соединенных Штатах достигла самого высокого уровня за несколько десятилетий и помогла Республиканской партии встать на курс, ведущий к победе на выборах в Конгресс в этом году. Высокие цены на топливо становятся причиной волнений в различных странах, от Перу до Шри-Ланки. Энергетический переход, о котором мировые лидеры говорили много лет, скорее всего, придется отодвинуть на второй план.
На самом базовом уровне мир сейчас сталкивается с трудностями в том, чтобы добывать столько нефти, сколько ему необходимо. Это весьма резкая перемена по сравнению с весной 2020 года, когда из-за пандемии спрос упал до самого низкого за несколько десятилетий уровня, а цены на нефть вообще оказались отрицательными. По данным МЭА, в следующем году потребление этого топлива в мире превзойдет допандемийный уровень, увеличившись более чем на 2%.
Поддерживать поставки будет трудно. В июне эксперты холдинга JPMorgan Chase & Co обрисовали один апокалиптический сценарий, согласно которому Путин, вероятно, решит придержать миллионы баррелей нефти, из-за чего цены могут взлететь до 380 долларов за баррель. Хотя Москва нашла активных покупателей в Китае и Индии, из-за санкций и всеобщего нежелания вести дела с Россией общие объемы добычи в стране упали более чем на миллион баррелей в день.
Перспективы того, что объемы добычи удастся нарастить в других государствах, остаются весьма туманными. ОПЕК, производящая около 40% мировой нефти, сталкивается с трудностями в том, чтобы выполнять план. Стареющая инфраструктура, годы скудных инвестиций и политическая нестабильность мешают наращивать объемы производства. В мае страны группы ОПЕК+ (Организация стран-экспортеров нефти и ее союзники) добыли на 2,7 миллиона баррелей в день меньше своих коллективных целевых показателей.
Надежды на наращивание производства связаны всего с двумя членами этой организации, обладающими резервным производственным потенциалом, – Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами. Президент Байден призвал обе эти страны добывать больше нефти. Свидетельством того, насколько отчаянно он стремится добиться снижения цен на энергоресурсы, стала запланированная на июль поездка Байдена в Саудовскую Аравию, где он должен будет встретиться с наследным принцем Мухаммедом бин Салманом, с которым американский лидер ранее отказывался даже разговаривать, в том числе по телефону (из-за роли, которую тот предположительно сыграл в убийстве журналиста Джамаля Хашогги).
Байден готовится к визиту в Саудовскую Аравию, которая сблизилась с Россией, как никогда преждеБайден готовится к визиту в Саудовскую Аравию, пишет The Wall Street Journal. Авторы статьи рассказывают, что привело к охлаждению отношений королевства с США и как никогда прежде укрепило связи между Эр-Риядом и Москвой.
Однако неясно, сколько еще сырой нефти смогут дать Саудовская Аравия или ОАЭ. Саудовский государственный нефтяной гигант Aramco утверждает, что может добывать 12 миллионов баррелей в день. Но такого уровня он достиг всего один раз за всю историю своего существования.
Что касается ОАЭ, то на встрече "Большой семерки" президент Франции Эммануэль Макрон обмолвился, что, как сказал ему лидер Эмиратов, страна уже добывает нефть в максимально возможных объемах.
Сейчас нет никаких признаков того, что сланцевая индустрия США готова – или хочет – спасти мир. В гигантском Пермском бассейне Техаса и Нью-Мексико объемы производства действительно растут. Но остальная часть американской нефтяной промышленности пребывает в состоянии стагнации. Общая добыча в Соединенных Штатах по-прежнему не дотягивает до пиковых допандемийных показателей примерно на один миллион баррелей в день.
Дело не только в том, что производители не могут добывать больше нефти. Некоторые попросту не хотят этого делать. Пять крупнейших мировых нефтяных компаний планируют в этом году инвестировать 81,7 миллиарда долларов – это только половина от суммы, потраченной ими в 2013 году. Американские сланцевые производители пытаются обуздать расходы после многих лет прожигания денег, не принесших никаких значимых результатов. Крупные европейские нефтяные компании выводят капитал из добычи ископаемых ресурсов и направляют его в низкоуглеродную энергетику.
Не стоит также забывать и о таком "бутылочном горлышке", как нефтепереработка. Пандемия заставила несколько стареющих, нерентабельных нефтеперерабатывающих заводов закрыться навсегда. В результате в мире возник дефицит перерабатывающих мощностей, из-за чего цена на сырую нефть, которая прежде практически единолично диктовала стоимость топлива на заправке, больше не является точным показателем того, сколько придется платить потребителям. В июне цена на неё в Соединенных Штатах упала на 13%. Цены на бензин тем временем снизились всего на 6,5%.
Фоном для множества проблем с поставками служит резкий скачок спроса. После двух лет коронавирусных ограничений сотни миллионов людей вновь выезжают на дороги и поднимаются в воздух. Прошла только половина лета, а спрос уже близок к допандемийному уровню. Между тем Китай еще не успел полностью не выйти из локдаунов.
Конечно, центральные банки повышают процентные ставки, а перспектива глобальной рецессии заставляет инвесторов опасаться, что спрос вот-вот обрушится. Но экономические спады редко оборачиваются падением спроса на топливо. Помимо снижения, вызванного пандемией, в современной истории единственным примером серьезного падения спроса стал глобальный финансовый кризис. Как правило в условиях кризисов потребление просто растет немного медленнее.
Кто-то может сказать, что высокие цены на нефть – это то, что нужно миру, чтобы он наконец избавился от зависимости от ископаемого топлива. Однако в реальности такая ситуация на рынке лишь осложняет процесс перехода.
Эскалация энергетической войны между Западом и Россией может стать препятствием для восстановления мировой экономикиЦель западных санкций ушла далеко от первоначальных планов по разрушению финансовой системы России, пишет "Хуаньцю шибао". Европа и США развязывают против Кремля энергетическую войну. Но отвечать за нее придется всему миру.
В такие времена даже те правительства, которые активнее всего заботятся о климате, склонны прогибаться, предоставляя налоговые льготы и тратя миллиарды долларов на то, чтобы привычные виды топлива оставались доступными. Согласно данным, собранным Bloomberg News, более 20 стран разработали программы субсидирования, чтобы сдержать рост цен автозаправках. И, поскольку дорогая нефть провоцирует инфляцию и рост процентных ставок, компании, работающие в сфере возобновляемых источников энергии, сталкиваются с ростом стоимости капитала.
20 миллионов электромобилей, существующих сейчас в мире, недостаточно, чтобы сократить спрос на нефть. BloombergNEF, который ежегодно выпускает долгосрочный прогноз по электромобилям, ожидает, что спрос на это сырье со стороны автомобильного транспорта достигнет пика в 2027 году.
Однако не все эксперты убеждены, что цены на нефть будут расти. Корпорация Citigroup недавно опубликовала прогноз, согласно которому в случае рецессии цена на нефть может упасть до 65 долларов за баррель. Спрос же на сырье может сократиться только в случае "тяжелейших мировых рецессий", отметили эксперты корпорации. "Но цены на нефть снижаются в условиях любой рецессии".
Восьмого июля Путин предупредил об обратном. По его словам, западные страны допустили ошибку, введя санкции против поставок российских энергоносителей. Если ограничения сохранятся, предупредил российский лидер, глобальному энергетическому рынку грозят "еще более тяжелые, без преувеличения, даже катастрофические последствия".
Обсудить
Рекомендуем