Вот чем опасны иранские беспилотники-невидимки – и почему это плохая новость для Украины

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Боевого опыта в применении высокоэффективных беспилотников-невидимок у Ирана больше, чем у любой другой страны мира, пишет MWM. И если эти аппараты получит Россия, это может стать переломным моментом в украинском конфликте.
Как сообщает американская разведка, несмотря на продолжающиеся успехи на Украине, российские военные стремятся укрепить свои позиции за счет беспилотников из Ирана. Несмотря на то, что Иран не голосовал на Генеральной Ассамблее ООН против осуждения российских военных действий, с середины 2010-х эти страны тесно сотрудничают – в том числе в рамках совместных операций в Сирии по борьбе с местными повстанцами. Поскольку Китай от продажи оружия любой из сторон российско-украинского конфликта строго воздерживается, единственными странами вне западной сферы влияния со значительным оборонным потенциалом, кому под силу поддержать российскую кампанию, остаются Иран и Северная Корея.
Хотя ВПК Ирана в целом далек от современного уровня по сравнению с российским, ведущей его силой остаются беспилотные летательные аппараты, а этой областью российские вооруженные силы во многом пренебрегают. Иранские беспилотники прошли обширные боевые испытания в Сирии и Ираке, совершив тысячи вылетов, в основном с применением более консервативных конструкций без технологии малозаметности. В основном это Shahed 129 – аналог американского Predator и китайского Wing Loong II. Россия же делает ставку на большие и дорогие истребители, тогда как легких и даже средних самолетов, способные наносить точные удары, у нее наперечет. Таким образом, доступ к недорогим беспилотникам с расширенными возможностями может значительным усилением ее воздушной кампании.
Боевого опыта в применении высокоэффективных беспилотников-невидимок у Ирана больше, чем у любой другой страны мира – причем сопоставимый арсенал имеется лишь у США и Китая. И если эти аппараты будут переданы России при соответствующей подготовке, это может стать переломным моментом для украинского театра. В силу сложности техники нельзя исключать, что к операциям подключатся иранские военные – подобно тому, как сама Россия в советское время рассылала специалистов по всему миру для обучения союзников из третьего мира, начиная от Китая в 1950-х годах и заканчивая Ливией в 1980-х.
Начиная с 2010-х Иран добился в разработке беспилотников крупных достижений. Сбив после успешной электронной атаки беспилотник Lockheed Martin RQ-170 Sentinel под управлением ЦРУ, Тегеран заполучил его комплектующие и сконструировал на их основе серию невидимок типа "летающее крыло". На тот момент RQ-170 вполне мог быть самым малозаметным боевым беспилотником в мире, хотя иранские источники и утверждали, что отечественные разработки в дальнейшем его превзошли. На базе RQ-170 появились беспилотник-разведчик Saegheh и штурмовик Shahed 171. Причем первый доказал свою живучесть, проникнув в феврале 2018 года в воздушное пространство Израиля – зону с одной из самых густых сетей ПВО на планете. Аппарат успешно уклонился от неоднократных попыток нейтрализовать его ракетными батареями Patriot американского производства, и его пришлось сбить артиллерийским огнем с близкого расстояния – где возможности скрытности уже не обеспечивали никакого прикрытия. Бывший глава Моссада Дани Ятом заявил по этому поводу: "Это была сложная операция. Аппарат оказался практически точной копией американского беспилотника, упавшего на их территории. Если бы он взорвался где-нибудь над Израилем, возможно, нам бы не удалось опознать иранское производство".
С отменой эмбарго ООН на поставки оружия Ирану в октябре 2020 года экспорт всех видов обычных вооружений стал полностью законным, хотя Москву от закупок иранской техники может остановить потенциальный удар по престижу российского ВПК. Не следует сбрасывать со счетов и возможность передачи иранских технологий для дальнейших российских разработок – это напоминает лицензионное соглашение 2009 года между Израилем и Россией. Теоретически Россия могла бы компенсировать расходы, поставив Тегерану военную технику собственного производства – поскольку вооруженные силы Исламской Республики устарели на несколько десятилетий в ряде областей – от пилотируемой боевой авиации до бронетехники.
Сообщается, что Иран давно проявляет интерес к системам ПВО С-400, истребителям Су-30СМ или Су-35, а также системам береговой обороны "Бастион". Новые иранские беспилотники-невидимки – в первую очередь ударные платформы Shahed 181 и Shahed 191 – могут оказаться особой проблемой для украинской ПВО, гораздо менее плотной и технически продвинутой, чем израильская.
На сегодняшний день Иран – единственная страна, испытавшая беспилотники-невидимки типа "летающее крыло" в боевых условиях, и доступ к его ноу-хау и технологиям грозит существенно изменить ход украинского конфликта, а также укрепить позиции России в борьбе с другими противниками. Наконец, передача может значительно повысить престиж иранских беспилотных программ и подстегнуть иностранный интерес к новым закупкам.
Обсудить
Рекомендуем